Игра в классики

Режиссер: Владимир Бортко
В ролях: Богдан Ступка, Владимир Вдовиченков, Игорь Петренко, Магдалена Мельцаж, Михаил Боярский, Владимир Ильин и другие.

Двести лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя отмечались в России прямо-таки эпически. Прошедшая неделя пестрила выставками, литературными чтениями, открытиями памятников и графическими находками в честь великого русского классика. Это совсем не походило на празднование двухсотлетия со дня рождения Пушкина, столь сдержанное и культурное, – это был целый флешмоб, читающая Россия показала себя. Апофеозом данного ажиотажа стала премьера фильма Владимира Бортко «Тарас Бульба». А поскольку Бортко известен тем, что является любителем самой звездной классической литературы – именно он сидел в режиссерском и сценаристском кресле на съемках сериалов «Идиот» и «Мастер и Маргарита», а в далеком 88-м снял совершенно бесподобное «Собачье сердце», – ожидать премьеры по Гоголю стоило.

Сюжет для самых маленьких: из Киевской академии в отчий дом возвращаются Остап и Андрий – сыновья старого казачьего полковника Тараса Бульбы. Воспитание у них разное: пока Остап пытается поколотить батьку – Андрий вовсю прижимается к мамке; тем не менее Тарас на следующее же утро распоряжает всем вместе отправиться на Запорожскую Сечь. Там, нагулявшись и наупотреблявшись как следует, старый казак решает идти воевать с поляками. А среди тех Андрий уже успел найти подружку...

Для начала: если кого-то это успокоит, вездесущий Безруков в фильме есть. Правда, в качестве закадрового голоса, который литературно образованному зрителю (по крайней мере, до 6 класса средней школы) не нужен вовсе. И размах нужный тоже есть: если резня – так с кровищей по всему полюшку, и сразу пять штук за 130 минут, если любовь – так с девушкой с внешностью певицы «Виагры», если Тарас Бульба – то непременно Ступка. Иначе это не Бортко, не кино, не казачья широкая душа, иначе Министерство образования это не может рекомендовать. Но, к сожалению, это и не Гоголь.

Ведь на самом деле все гораздо прозаичнее. Николай Васильевич, ясное дело, не сценарий писал. Посему переписанный Бортко «Тарас Бульба» отчего-то больше похож не на каноническую экранизацию самой махровой классики, а на ролевую игру с использованием четырех цистерн бутафорской крови, на каком-то этапе отснятую на профессиональную камеру и художественно прорисованную – для пущего эффекта. Возможно, дело обстояло так: собирает Бортко на лужайке всех талантливейших российских актеров и держит слово: «Все ли присутствующие здесь читали «Тараса Бульбу» бессмертного Николая Васильевича?» А ему из толпы: «Все-е-е-е!» (но некоторые помалкивают). «Так давайте же поиграем, погода вон какая стоит!» – на этом Бортко раздает каждому по коню и сабле, наряжает в казацкие наряды, наливает по сто пятьдесят, выстраивает всех в шеренгу и, почитывая сценарий, тыкает пальцем: ты, Богдан, будешь за Тараса, а ты, милолицый Петренко, за Андрия. И с кастингом Бортко в силу огромного опыта нисколько не ошибся: тут правда все на своих местах. Раздав роли, режиссер усаживается на окраину лужайки, закуривает трубку, запевает старую казачью песню и сосредоточенно наблюдает за блестящей игрой в классики...

А народ как смотрел волком на ролевиков, так и смотрит. Вот и зрители выходили с фильма – озадаченные, лишь краем локтя прикоснувшиеся к искусству, они бормотали: «Лучше бы книгу прочитал...»

Благодарим за сотрудничество «Киномакс-Победа».

Надежда СЛАДНИКОВА, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 28907