Шпионь без оглядки

Режиссер: Оливер Стоун

В ролях: Джозеф Гордон-Левитт, Шейлин Вудли, Мелисса Лео, Закари Куинто, Том Уилкинсон, Скотт Иствуд, Рис Иванс, Николас Кейдж и другие.

В 2013 году перед экранами телевизоров всего мира миллионы людей следили за судьбой Эдварда Сноудена, чье имя вскоре станет нарицательным. Тогда своими заявлениями о массовой слежке американских спецслужб этот небритый программист в квадратных очках произвел фурор во всех СМИ. С позиции простого обывателя из России этот человек – непоколебимый храбрец, раскрывший людям правду об этически сомнительных методах загнивающего Запада. Но, как оказалось, на родине к Сноудену иное отношение – многие его иначе как предателем и не называют. После выхода документального фильма «Citizenfour: Правда Сноудена», получившего «Оскар», весь фактический материал о шпионе нашего времени, казалось бы, был предоставлен общественности, но много ли людей смотрят двухчасовые интервью? И тогда представить свой взгляд на эту ситуацию решил один из мастодонтов кинематографа Оливер Стоун («Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе», «Прирожденные убийцы»), известный на протяжении всей своей режиссерской карьеры высказываниями против действующей власти. Но теперь пора решать зрителям: достаточно ли пары биографических книг, 50 миллионов долларов и Джозефа Гордона-Левитта в главной роли, чтобы раскрыть личность противоречивого изгнанника?

«Сноуден» открывается инсценировкой встречи Эдварда с британскими журналистами в Гонконге, во время которой они собираются в его номере, чтобы решить, как, где и когда обнародовать украденные у ЦРУ и АНБ данные. За два часа мы вернемся сюда еще не раз, но большую часть времени перед нами будут мелькать эпизоды из жизни программиста-перебежчика. И не только рабочей. Вот молодой Сноуден получает в армии травму ноги, которая ставит крест на его карьере в спецназе, а затем с ярлыком гения проходит отбор в ЦРУ и становится аналитиком. На радостях он крутит роман с девушкой с сайта знакомств по имени Линдси, которая отличается либеральными взглядами и непомерной любовью к фотографированию собственного тела. А вместе с отношениями приходят и служебные секреты, число которых растет с каждым годом. Чем дальше талантливый парнишка со школьным рюкзаком на спине и кубиком Рубика в руках продвигается по службе, сменяя не только спецотделы, но и страны, тем меньше у АНБ остается оправданий в глазах Сноудена. Эдвард понимает, что молчать больше нельзя, ведь он собственными руками помогает США увеличить контроль над личным пространством и частной жизнью миллионов граждан, а не борется с террористами и угрозами безопасности. Пришло время сорвать пластырь с веб-камеры общественного неведения. Правда, ценой за это, как покажет время, будет аннулирование паспорта и переезд в московскую квартиру с самоваром. Народным героям, как говорится, не привыкать.

Но проблема в том, что Стоун изображает Сноудена однозначным и безальтернативным героем, вплоть до в прямом смысле сияющего лица в момент триумфа. Нам не показали его терзания, черты характера или простые человеческие привычки, кроме уже упомянутого кубика Рубика. То же самое касается его взаимоотношений с близкими людьми. Единственное, для чего в фильме нужна его возлюбленная, – ссоры, которые каждый раз закачиваются тем, что экранный Сноуден говорит Линдси, что не может ничего рассказывать. Но это нисколько не раскрывает персонажей, ведь они остаются прежними. Даже эпилептические припадки Эдварда, малоизвестные общественности, показаны без какой-либо цели. Порой возникает ощущение, будто это не художественный байопик с допустимым приукрашиванием реальности, а просто реконструкция событий в духе «ты будешь Сноуденом, а ты – начальником ЦРУ, возьмите текст вашей беседы и читайте, но ничего не спрашивайте». И дело не в том, что Гордон-Левитт внешне напоминает Эдварда Сноудена лишь при приближении камеры к небритому подбородку актера. Его роль попросту не прописана в сценарии, поэтому Джозефу приходится смущенно улыбаться и говорить себе под нос, изображая типичного программиста.

Конечно, реального Сноудена вполне можно принять за замкнутого интроверта без истерик и демонстрации эмоций, но давайте вспомним «Социальную сеть», где Цукерберг в исполнении Джесси Айзенберга при тех же данных надолго врезается в память. История показана слишком однобоко, без альтернативной точки зрения, в отличие от прошлогоднего байопика «Стив Джобс» или уже упомянутой «Соцсети». Создатели кинокартины лишь заваливают зрителя фактами и айтишной терминологией, рассказывая о каждом нюансе сбора данных американскими спецслужбами. Но и это подано в настолько скучной манере сухого пересказа фактов из «Википедии», что вряд ли заставит человека, который никогда не слышал об этом скандале, вздрогнуть и начать стирать любую информацию о себе в интернете. Ленте не хватает интриги для того, чтобы заставить с замиранием сердца следить за переездами Эдварда от одного монитора к другому. О чем ещё говорить, если самый напряженный момент в триллере «Сноуден» – это остросюжетное перекачивание данных на флешку.

Фильм может по-настоящему понравиться лишь истинным ценителям разговорного кино и тем, кто просто хочет в подробностях вспомнить нашумевшую историю сбежавшего информатора. Безусловно, можно отметить прекрасную музыку композитора Крэйга Армстронга («Мулен Руж», «Великий Гэтсби»), но в остальном кино не спасают ни три забавных появления Николаса Кейджа в роли профессора, ни обнаженная подружка главного героя (Шейлин Вудли), ни даже Рис Иванс в роли бывалого и безжалостного цээрушника. Главной неожиданностью ленты является лишь появление в кадре настоящего Эдварда Сноудена. Известно, что он несколько раз встречался с режиссером и актером, а затем всячески высказывался в поддержку фильма. Возможно, таким образом изгнанник и получит помилование на пару лет раньше. Но глядя на события трехлетней давности и то, каким предстает перед нами этот, без сомнения, смелый человек, склонный к паранойе, совершенно непонятно, ради чего он решил разрушить свою жизнь. К сожалению, кино на этот вопрос вразумительного ответа не дает.

Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис»

Дмитрий Поляков, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 17188