Трое в небе, не считая собаки
Вверх приключения, семейный, комедия, анимация, детский. США, 2009. Режиссер: Пит Доктер, Боб Питерсон

Режиссеры: Пит Доктер, Боб Питерсон
Роли озвучивали: Армен Джигарханян, Иван Чуваткин и другие.

Прошедший уик-энд кинотеатры страны потрясла новая картина пера «Дисней-Пиксара» «Вверх», которая по рейтингам вознеслась в первую двадцатку топов самых замечательных картин. Рисованный в лучших традициях студии мультфильм заполнил залы детьми и их родителями пятьдесят на пятьдесят – после таких красот, как «Корпорация монстров», «Рататуй» и «WALL-E» взрослым очередной премьеры студии избежать довольно трудно.

По традиции, полнометражку предваряет короткий мультфильм, настраивающий на волну хорошего настроения перед долгими, но нескучными полутора часами «Вверх». Этот маленький сюрприз вызывает первые порывы симпатии к ближнему своему и, что свойственно короткометражкам «Пиксар», оставляет внутри такой же по глубине след впечатлений, как и сама цель прихода в кинотеатр.

– Меня хочет убить кумир моего детства. Какая ирония.

Молчаливый очкастый мальчик Карл Фредриксон, поклонник охотника за приключениями Чарльза Манца, встречает такую же повернутую девочку Элли, говорливую и лохматую. Они играют в искателей сокровищ в старом домике, а потом вырастают и вообще женятся. Домик чинится, быт налаживается, Карл банчит воздушными шариками, и парочка увлеченно копит мечты о доме возле Райского водопада (в отличие от денег). Накануне чуть ли не золотой свадьбы Карл наконец-то покупает билеты в Венесуэлу, но Элли к тому времени отправляется к праотцам.

Так уже седоволосый, ворчливый старик Фредриксон-Джигарханян, окруженный капиталистами от офисного строительства, желающими снести его старый дом, подбирается к осуществлению давней мечты – рвануть вместо грозящего дома престарелых в Южную Америку на воздушных шариках. Вместе с домом. Юмор в действие привносит невесть откуда упавший на шею старика китайский мальчик Рассел. У него свой расчет в путешествии и, как положено, своя детская драма.

– Белка!

Летят на домике они не так долго – большую часть картины старик и ребенок (классический драматический Голливуд) тащат это сооружение на своих горбах за шланг, потому что ненароком оттуда выпали и залезть обратно не могут. К бедолагам в какой-то момент присоединяется неведомая разноцветная птица, которую Рассел крестит бекасом Кевином и кормит шоколадками, и чумовой песик, разговаривающий через ультратехнологичный ошейник.

В противовес доброй и устремленной ввысь стороне, как и надобно в мультфильмах для детей, есть и абсолютное зло в виде высохшего Чарльза Манца и его армии собачек в говорящих ошейниках под предводительством злобного добермана, большую часть фильма вещающего «на повышенных тонах». Абсолютное зло постоянно пытается все испортить абсолютному добру, ведет себя довольно агрессивно, но в рамках PG.

В то же время абсолютное добро не только оправдывает свое звание методом проб, ошибок, шишек и побегов, но и приторным, как сахарная вата в пломбире, финалом: очень многие истины, которые старик Фредриксон к шестидесяти годам вряд ли познал хоть на миллиметр, живо открываются ему китайским мальчиком буквально за двое суток, ну а дальше, разумеется, идиллия.

Старик вообще забавный персонаж, вероятно, даже вытекший из ранних короткометражных поделок студии «Пиксар»: сварливый дед ведет себя как малолетнее дитя, в силу чего нисколько не учит Рассела премудростям жизни, а, наоборот, учится у него: насильно полюбить дикую и прирученную природу еще никому не удавалось – налицо моральный рост. Такая смена ролей – идея не новая, но чертовски захватывает внимание зрителя. Еще одна забавная перестановочка – Фредриксон, всю первую половину мультфильма еле передвигающийся, ближе к концу догнав суть истинных семейных и дружеских ценностей, становится чуть не Джеймсом Бондом и Рэмбо в одном флаконе – он лихо пробирается на борт летящего цеппелина и обезвреживает вражеские собачьи ряды. Забавно все-таки.

«Дисней» и «Пиксар» до такой степени изящно реализуют каждую букашечку в сценарии, что любовь к детям, животным, птичкам-цветочкам сквозит из каждого пикселя мультфильма, а каждое произведение этого симбиоза студий претендует на нетленку. На это есть две довольно веские причины: первая – безупречность стиля и полное отсутствие халтуры (каждая деталь проработана дотошно и наверняка в сверхурочные), вторая – глубокий смысл, не небрежно валяющийся на поверхности, а выстраивающийся ровными рядами кирпичиков – эпизод за эпизодом. Остается надеяться, что дети оценят не только качество, но и не оставят без внимания, пусть даже в некоторой мере подсознательного, главное: «Когда проблемы тянут ко дну – смотри вверх». Тогда, возмужав, они будут смотреть в лужу и видеть не грязь, а звезды.

Благодарим за поддержку «Киномакс-Победа».


Надежда СЛАДНИКОВА, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 23335