Невольник мести
Невольник мести

Режиссер: Алексей Мизгирев

В ролях: Петр Федоров, Владимир Машков, Юлия Хлынина, Франциска Петри, Мартин Вуттке, Сергей Гармаш, Павел Табаков, Юрий Колокольников, Александр Яценко и другие.

Какой дворянин не любит дуэлей? Особенно если благодаря им можно с легкостью очистить собственное доброе имя. Только подставить себя под шальную пулю способен не каждый. Именно для таких целей в толпе как бы ненароком и появляется загадочная фигура в черном – человек, который представляется Яковлевым. Он не любит дуэли, в отличие от денег, поэтому готов подменить состоятельного господина в схватке нервов. А если таинственный дуэлянт стреляет, то не знает промаха. И неспроста: его оберегает таинственная сила шаманов с Алеутских островов, куда он когда-то был сослан помирать. Правда, своему оберегу Яковлев не очень рад, считая проклятием и преградой от желанной отправки на тот свет. Ему ничего не остается, как из раза в раз идти на дуэль со смертью и снова проигрывать. И нет ничего удивительного в том, что подобные экзистенциальные метания происходят на фоне мрачного и промозглого Петербурга XIX века.

Пока бессмертный бретер избавляется от одного известного дворянина за другим, на авансцене появляется тот, кому нельзя говорить «нет». Иначе есть риск лечь от пули Яковлева. Именно таким образом граф Беклемишев очищает свой круг общения от неугодных. Одно неверное слово в адрес этого беспощадного господина, и от некогда близкого друга избавятся раз и навсегда. Всего-то и надо, что отправить карточку с заветной фамилией в руки своего человека, а тот уже найдет наемного дуэлянта для этой цели. Удобная и быстрая схема «утром – деньги, вечером – трупы» работает без сбоев. Впрочем, лишь до того момента, когда Яковлев не узнает личность того, кто так щедро оплачивал его вызовы под верную пулю. Благодаря нечистому на руку графу, он потерял не только свое прошлое и лишился семьи, но и утратил надежду на знатное будущее. Поэтому Яковлев решает, что пора Беклемишеву и о чести узнать. И без кровавой мести на этом рандеву не обойтись.

Удивительно, но «Дуэлянт» – это единственная за долгое время отечественная лента, в которой видно, на что ушли больше 700 миллионов рублей. Кино Алексея Мизгирева не просто так снимали формате IMAX – такой великолепной стилизации, пожалуй, не встретишь и в большинстве голливудских блокбастеров. И что отрадно, наш фильм – это не очередное попкорновое зрелище с ворохом оглушительных взрывов и утомительным экшеном, как может казаться по рекламным роликам. Перед нами захватывающий и очень красивый арт-триллер в декорациях старого Петербурга, тщательно и виртуозно проработанных до мельчайших деталей. Экипажи, тонущие в грязи, выброшенные у мостовых баржи, толпы людей в длинных сюртуках и черных шляпах – не просто первоклассный фон для детективной истории, а основа атмосферы всей кинокартины.  Беспросветная Северная столица после наводнения смотрится не хуже гнетущего Лондона из «Шерлока Холмса» Гая Ричи. Хотя сам «Дуэлянт» по духу и проделанной работе больше напоминает «Турецкий Гамбит» без батальных сцен, ведь дуэли – это все-таки немного о другом.   

И большая половина фильма как раз-таки вмещает все то, что должно представлять кино с таким названием. Постоянное нагнетание саспенса, рваный темп повествования и напряженные схватки дуэлянтов, да даже та самая русская рулетка – лента во всем напоминает серьезный массовый детектив в лучшем понимании этого слова. Создатели не поскупились даже на некоторые натуралистичные подробности вроде кровавых пулевых ранений или вырывания зубов при минимальном количестве постановочных драк.

И пусть актеры разговаривают порой уж чересчур театрально и с чрезмерным потоком пафоса, за который обычно отвечает один Машков, но, благодаря разнообразной операторской работе с множеством ракурсов и планов, следить за всеми мытарствами далеко не однозначного героя Петра Федорова действительно интересно. Благо, на вторых ролях засветились такие харизматики, как Сергей Гармаш или Мартин Вуттке, который мог запомниться зрителям в роли тарантиновского Гитлера из «Бесславных ублюдков». Режиссер и по совместительству сценарист фильма Мизгирев действительно хотел и старался показать увлекательную и небанальную историю под покровом прошлого, что у него практически получилось, но без весомой ложки дегтя все же не обошлось.

Парадоксально, но насколько хороша завязка «Дуэлянта», настолько же скверное у него окончание. Обойдемся без спойлеров, но скомканный фильм без какой-либо интриги производит впечатление сдувшегося воздушного шарика. Но проблема «слитых» главгадов в последние годы распространена повсеместно, кинокомиксы не дадут соврать. Непонятно лишь излишнее нагнетание обстановки, за которым не лежит особого смысла. Поэтому не стоит надеяться на неожиданные повороты или напряженную схватку в духе поединка Холмса и Мориарти.

Отдельного упоминания достойна магическая составляющая фильма, которая хоть и имеет право на существование, но выглядит очень бредово. Бессмертие? Колдуны с Камчатки? Тем не менее главным минусом кинокартины, безусловно, являются любовные линии, потому что как бы не были привлекательны актрисы Франциска Петри и Юлия Хлынина, но слова и поступки их героинь отдают очень глупой и дешевой мыльной оперой. Кроме того, у второй актрисы есть до невозможности нелепая и абсолютно ненужная для сюжета сцена сексуального характера в карете, которая не может вызывать ничего, кроме недоумения. Не про «Госпожу Бовари» же все-таки снимаем, господа!

Если придираться, то фильму легко можно попенять и за выдуманный кодекс с исторически невозможной подменой одного из дуэлянтов (в действительности защитить честь семьи на дуэли могли только родственники. – Прим. авт.). А если отбросить всю эффектную петроградскую оболочку вместе с явными реверансами русской классике или трудам того же Бориса Акунина, перед нами окажется стандартное и без особых откровений кино о мести. Которое в той или иной вариации любой зритель видел уже не один раз. Разница лишь в том, что за «Дуэлянта» не стыдно, в отличие от некоторых многомиллионных военных кинокартин, чьим выходом наши патриотичные кинематографисты исправно «радуют» публику каждый год.

Поэтому, если подобных качественных, пусть и сугубо развлекательных фильмов станет больше, можно будет признать, что наше кино снимают не только в погоне за рекордными сборами, но и ради зрителей.  

Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».

Дмитрий Поляков, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 16554