Мы, роботы
Суррогаты драма, фантастика, боевик, комикс. США, 2009. Режиссер: Джонатан Мостоу

Режиссер: Джонатан Мостоу
В ролях: Брюс Уиллис, Рада Митчел, Розамунд Пайк, Борис Коджо, Джеймс Джинти, Джеймс Кромуэлл, Винг Рэймс и другие.

Возвращение на большой экран крепкого орешка Уиллиса состоялось не совсем традиционно: хотя в премьерный день фантастического триллера «Суррогаты» кинозалы были забиты, картина создана в не совсем присущей бритоголовому лицедею плоскости. Во-первых, это постановка по графическому роману, а лично я уважаю и нежно люблю этот жанр; во-вторых, сильная метафоричность и философский подтекст «Суррогатов» не в полной мере дает развернуться какому-никакому экшену, где Брюс бы голыми руками разнес всю армию неверных.

Таким образом зрителю открывается уже что-то новое: в отличие от картин, создатели которых давят на спецэффекты, идейность или актерский состав, здесь присутствует все, о чем только может мечтать среднестатистический зритель – за исключением, разве что, короткого для подобных блокбастеров хронометража. Впрочем, это только способствует повторному спросу.

Суррогаты – роботы с внешностью человека, которые управляются усилием мысли оператора, позволяя тому делать то, что они делают, чувствовать то, что они чувствуют, и вообще – прыгать с крыш, стреляться, бросаться под машины, и при этом оставаться в живых – только купить нового сура для дальнейшей спокойной жизни в таком травмоопасном мире. Но однажды темным вечером особо не скрывающийся супостат из тех, кто не принял такой образ жизни, убивает двух суров возле ночного клуба, причем операторы загадочным образом тоже погибают. За дело берется ФБР – спецагенты Гриер и Питерс, а точнее их суррогаты, с особым рвением пытаются распутать это дело, ведь орудие убийства сводит на нет саму идею суррогатов – идеальные люди в безопасном мире.

– Вы думаете, мы врачи?
– Да я вообще не знаю, кто вы. Не исключено, что вы потный жирный мужик со склонностью к извращениям.

И вот здесь, к четвертому абзацу, мне уже не терпится выкрикнуть: за кажущимися слоями фантастики и выдумки «Суррогаты» Мостоу не содержат ничего такого, чего бы не было снаружи кинотеатра. Коррумпированные менты, всемирные заговоры, глобальная слежка, отгороженные территориально и независимые законодательно гетто с меньшинствами, маленькие и большие семейные драмы, навсегда блокирующие желание жить, и самое главное – люди, давно утратившие способность быть такими, какие они есть. Люди давно поняли, что за многочисленными высокотехнологичными масками живется легче, мечтается проще, да и за общей удовлетворенностью далеко ходить не нужно. И все это – буквально не поднимая задницу со стула.

Но как зол реальный мир, как он опасен, беспощаден, как позволяет хорошим людям стареть, болеть, умирать – настолько же зла и неминуема система, призванная хоть как-то сгладить волю природы человека, остаться молодым, красивым, «прожить ту жизнь, о которой всегда мечтал», не рискуя вообще ничем. Именно поэтому образы всех операторов несколько даже гиперболизированы – с управляемыми суррогатами есть некоторое сходство, но сердце щемит от того, насколько они разные.

Как холеная, успешная, будто выточенная из мрамора жена Гриера вдруг оказывается искореженной престарелой женщиной с рассеченной щекой, она уже много лет не выходит из комнаты и принимает целую кучу антидепрессантов. Как подтянутая и строгая агент Питерс на время зарядки своего робота превращается в прокаженное умирающее нечто, для которого искусственная оболочка – единственная и последняя возможность общения с внешним миром. Хотя, доходит и до смешного – было бы непростительно снять такой фильм и не показать, как сексапильные модные красотки оказываются бородатыми неповоротливыми мужиками, например.

Ничего не напоминает? А шутки про эльфа 80-го уровня? А рассматривание звездного неба в Google Maps? Бесконечная череда аватар из наиболее удачных фотографий «Вконтакте», умные фразы в любимых цитатах? Вы все еще читаете это, или уже вышли на улицу по-настоящему познакомиться с девушкой, пригласить ее в кино, ощутить настоящий диалог, живое прикосновение? Но, раз уж вы настолько погрязли в виртуальном «я», – хоть окно распахните. Полезно.

Благодарим за сотрудничество «СИНЕМА ПАРК».

Надежда СЛАДНИКОВА, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 25335