Любить нельзя укусить
Сумерки. Сага. Новолуние драма, фэнтези, мелодрама, мистика. США, 2009. Режиссер: Крис Вайц

Режиссер: Крис Вайц
В ролях: Кристен Стюарт, Роберт Паттинсон, Тэйлор Лотнер, Билли Бёрк, Анна Кендрик, Майкл Уэлш, Джастин Чон, Кристиан Серратос, Эшли Грин, Джексон Рэтбоун и другие.

Там в этом городке драконы не летают?
Нет.
А эльфы, гномы? Может, кошки против собак?
Нет. Только вампиры и оборотни.
Жаль.

Когда год назад на экраны вышел первый фильм по саге Стефани Майер «Сумерки», меня он стороной не обошел, как и еще добрую часть девушек всех возрастов, в основном пускающих слюни на смазливого актера. Однако внимание приковывала не то что бы романтическая сторона саги, а сама вселенная, которую непостижимым образом удалось создать домохозяйке, в жизни до этого не написавшей ни строчки. В некотором роде это заслуживает уважения: вот так, на коленке, написать четыре с половиной книги о жизни враждебных кланов – вампиров и оборотней, – и вставить между ними нереальную любовь к простой нелепой американской девочке, а затем добиться экранизации и подростковых оваций, – за такую вредность нужно выдавать шампанское. А зрителям – читать книги и ждать их киноверсий, одну за другой.

19 ноября состоялась мировая премьера «Новолуния» – экранизации второй одноименной книги Майер, которая успела прославиться одним из самых высоких рейтингов ожидания. Режиссировал картину Крис Вайц («Американский пирог»), который, в первую очередь, известен как мужчина со склонностями к комедийности, поэтому от продолжения саги следовало ожидать не только приторно-розовых моментов, но и силы, стиля и здоровой доли смеха, насколько мог позволить сюжет.

Новый учебный год. У Беллы намечается день рождения. Вопреки своему желанию ничего не отмечать и забить на подарки, вечером она оказывается на званом ужине у Калленов, где случайно режет бумагой палец и оказывается мишенью самого неустойчивого из странной семейки. Джаспера кое-как удается утихомирить, но Эдвард уже принял решение больше не подвергать свою девушку такой опасности. Он отводит Беллу в лес, говорит ей много обидных слов и смывается.

Героиня погружается в вялотекущую депрессию на несколько месяцев, откуда ее вытаскивают старый друг Джейкоб и спровоцированные выбросы адреналина, которые способствуют «галлюцинациям» в виде Эдварда. В скором времени выясняется, что на Беллу ведет охоту Виктория, рыжеволосая вампирша, чьего друга Каллены разодрали в первой части; Джейкоб – оборотень, а Эдвард вообще решил покончить с собой, потому что вообразил, будто Белла мертва.

В общем, нужно просто идти и смотреть, чем пытаться с помощью пары рецензий составить впечатление, зачастую негативное. Причем, несомненно, интересно будет исключительно тем, кто проникся событиями первой части (чтобы узнать, что будет дальше), и тем, кто читал оригинал Майер (чтобы увидеть действие не «в виде букв»). Но тут стоит сразу заметить некоторую привилегированность тех, кто все-таки не вытерпел и прочитал все четыре с половиной книги задолго до премьеры: им фильм ясен как день. Тогда как непосвященным сюжет может показаться рваным. Лично мне фильм был очень понятен, поскольку мне известно то, что Вайц оставил за кадром. А оставил он немало, хотя, если бы все детали романа были включены в действие, «Новолуние» бы растянулось на добрые три часа вместо двух. Но даже если иметь в виду исключенные эпизоды, Вайц постарался на славу: адаптация вышла добротной, и выглядит она на фоне других «мыльных» вещей очень достойно.

– А это от Эммета.
(Белла трясет пустую коробку.)
– Я уже его установил. Теперь хоть нормальная музыка будет в этом ведре с г...

Очень веселила атмосфера, царящая в кинозале во время просмотра: случайно оказавшиеся на премьере мужчины, центнерами поглощающие пиво, и их прелестные спутницы, ахающие от вида обнаженных торсов Паттинсона и Лотнера (обмороков, к счастью, не было), провоцировали незамутненную часть зрителей на смешки. Но это уже мелочи по сравнению с тем, что на самом деле происходит на экране: режиссер хоть и мужик, однако не отказался от сцены с торжественным появлением в фильме Эдварда: он выходит из новенького Volvo под какой-то молодежный мейнстрим и летящей походкой направляется прямо на зрительниц, отчего последние как минимум лишаются рассудка. В общем, перебор слегка.

Про саундтрек можно сказать только то, что выдержан он в теме, особенно радуют оригинальные композиции от Александра Деспла, однако не такой яркий, как в «Сумерках», и несколько «тяжеловат» – домашнего творчества Роберта Паттинсона тут нет, и заезженных аналогий Super Massive Black Hole – тоже.

Что касается непосредственно фильма и действия в нем, в первую очередь хочется отметить безумно стильную сцену гона Виктории: тогда как в книге она занимает страниц двадцать, охватывает множество событий и включает огромное количество действующих лиц, Вайц сделал ее небольшим клипом, который вмещает в себя максимум заложенного Майер, завораживающую операторскую работу и много чего еще заставляющего перевести взгляд с хихикающих девочек на экран и окончательно очароваться манерой съемки.

Стиль также чувствуется в умело использованных спецэффектах: если в первой части их почти не было, да и действие не особо предполагает взрывающиеся вертолеты, во второй появились статные Квилеты, которые превращаются в огромных клыкастых волков, несколько эффектных драк и, собственно, сцены с «галлюцинирующей» Беллой – воздушные, печальные, новаторские.

«Новолуние» впервые поднимает основной вопрос саги – равна ли живая любящая человеческая душа вампирскому образу жизни с бессмертием, красотой, изящностью, вечной любовью и не менее вечным проклятием? У героев на этот раз открывается множество путей, у каждого есть свой выбор, и можно только намекнуть, что заключающая «Новолуние» фраза лишь кладет начало терзаниям Беллы – ведь кроме Эдварда в ее жизни есть лучший друг Джейкоб, не менее влюбленный и более реальный. При этом, разумеется, подобные соображения Вайц обрамляет до ужаса затянутыми диалогами и слишком возвышенным стилем их подачи – кино-то все-таки ориентировано на дам.

В целом же «Новолуние» задорнее «пилота», и в этом заслуга не только Вайца, но и, как ни странно, самой писательницы – тогда как «Сумерки» читать невозможно, потому что там кроме любовных сцен ничего не происходит до самого конца, а фильм хоть и разбавляется экшеном, все же не настолько стремителен, вторая книга написана уже более профессионально, и все сюжетообразующие элементы в ней распределены очень грамотно.

Ничего более резкого или хвалебного сказать язык не поворачивается. Сага породила целую субкультуру, и спускать ее в унитаз просто потому, что это девчачья литература, глупо. Фильмы и книги уже нашли свою аудиторию, и успех последующие экранизации ожидает немаленький: выход следующей картины «Затмение», съемками которой занимается Дэвид Слэйд («Леденец», «30 дней ночи»), анонсирован на конец июня 2010 года.

Благодарим за сотрудничество «СИНЕМА ПАРК».

Надежда СЛАДНИКОВА, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 28751