Жизнь за стеклом

Режиссер: Атом Эгоян
В ролях: Джулианна Мур, Лиам Нисон, Аманда Сэйфрид и другие.

Успешный гинеколог Кэтрин с королевской фамилией Стюард, засыхающая от нехватки физической любви, подозревает своего мужа Дэвида, преподавателя изящных искусств, в изменах. Паранойя заставляет Кэтрин шпионить за его телефоном, поведением и наконец подталкивает к найму проститутки Хлои, чтобы узнать наверняка – соблазнится Дэвид на сочную девицу или нет. Время от времени женщины встречаются, и Хлоя подробно, с чувством и толком, рассказывает о встречах и обо всём том, что муж Кэтрин делает, говорит и даже думает. Кэтрин поначалу таких разговоров старается избегать, но быстро признает, что заводится от них, и легко впускает проститутку в свой мир, жизнь в котором, казалось бы, начала налаживаться.

Хлоя, конечно, оказывается не такой простой, как и одноименный фильм Атома Эгояна, премьера текущего уик-энда «Хлоя». Психологическая мелодрама, которую вовсю обзывают мужской версией французской картины «Натали» (одинаковый синопсис отрицать трудно), вышла до предела атмосферной и тонкой, хотя при беглом взгляде выглядит вырубленной тупым топором баклушей – потому что это чистая эротика для мозга, потому что она про женщин, которые на эмансипе не похожи, и потому что всё это великолепие снимал хоть и профессионал, но все же мужик.

Женщины в фильме – два «слона», на которых держится вселенная «Хлои», и мир на их спинах далеко не плоский, что работу Мур и Сэйфрид сильно затрудняет. Сложно представить, сколько пришлось отмерить от бюджета актрисам, половину фильма оголяющим нервы, другую половину – остальные части тела, как по очереди, так и вместе. Кульминационную сцену можно брать как есть и выкладывать на порноресурс, но такая откровенность – не недостаток, она выводит тот же прозрачный подтекст «Натали» на чистую воду, не давая зрителю ни единого шанса подумать, не дай бог, что-то другое.

Нисон в роли Дэвида тоже держится молодцом, хотя ничего особо значительного ни в сюжет, ни в картину не привносит, оставаясь первой и единственной причиной всего происходящего, и находясь при этом за рамками – действие крутится исключительно вокруг Кэтрин и Хлои, заключенных в эти самые невидимые рамки.

А они и правда неосязаемы: даже семейное гнездо Стюардов представляет собой дизайнерский квадратный дом, в котором спальни от прочих помещений отгорожены не глухими стенами, а хрупкими стеклами. Находиться в таком открытом и в то же время личном месте – уже испытание для всех: прыщавому сыну Кэтрин не уединиться с подружкой, самой Кэтрин – со своими мыслями, а Дэвиду наплевать, потому что большую часть времени он проводит в аудиториях и командировках.

– Кто он?

Весомую долю эротизма дают фильму не сюжетные повороты, которые первым делом проносятся у зрителя в голове, а затем нагло обманывают ожидания, не голые дамы и не какая-то особая атмосфера, а диалоги. Подкачанные свежим удачным дубляжем, они разгружают действие, опускают его с небес на землю – то в триллер, то в детектив, то в разговор с диспетчером секса по телефону. А главный изюм разговоров – Хлоя, утонченная скучающая проститутка, чей социальный статус перечеркивает и многогранную личность, и глубокие переживания, – оттого, несмотря на напускной трагизм, ее по-человечески жалко, пусть даже эта жалость такая же извращенная, как и ее любовь.

Для того, чтобы посмотреть и понять «Хлою», зрителю не просто должно исполниться 18 лет, он должен принимать право на существование странных нетрадиционных отношений, которые слишком заземленному человеку могут показаться претенциозным позерством, а то и вовсе зажигательной ненатуральной комедией, судя по некоторым реакциям. Такое же послевкусие когда-то создал Энг Ли, и оно было непередаваемо горьким. А здесь всего-то нужно – услышать.

Благодарим за сотрудничество «СИНЕМА ПАРК».

Надежда СЛАДНИКОВА, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 27878