Хиппи чистые глазенки

Режиссер: Гарик Сукачев
В ролях: Светлана Иванова, Станислав Рядинский, Михаил Ефремов, Никита Высоцкий, Нина Русланова, Евдокия Германова, Дарья Мороз и другие.

Комсомолка и отличница Саша, только что поступившая в медицинский, заводит знакомство с группой хиппи во главе с то ли мальчиком, а то ли видением Солнцем. Погуляв пару дней по Москве и посмотрев на несладкую жизнь субкультурных элементов, Саша собирается в Болгарию на каникулы, но из туристического автобуса выходит через пятьдесят метров, завидев пестрые юбки. Вместе с Солнцем они уезжают на юг – чтобы встретиться со «своими», насладиться жизнью, попрощаться с ушедшими и уходящими и просто повзрослеть.

Об этом и немного о любви – третья режиссерская работа ярчайшего драчуна советской сцены Гарика Сукачева «Дом Солнца» по книге Охлобыстина «Дом восходящего Солнца». Если сложить в одну корзину трагизм «Достучаться до небес» и задор «Грязных танцев», да отмести подальше закономерные ассоциации со «Стилягами» – получится вовсе неплохой, почему-то заранее недооцененный фильм, каким «Дом Солнца» и является.

Первой вызывает восторг и пускает по лопаткам мурашки музыкальная подборка, где «битлов» сменяет «Калинов мост», а в какой-то момент на сцену выходит сын Макаревича и запевает «Сегодня самый лучший день» в лучших традициях антисоветчины. Этот душещипательный подарок предназначен персонально для зрителей, своими глазами и ушами знающим семидесятые. Другими историческими персонажами Сукачев жонглирует не хуже Земекиса: «а кто это? это мой сосед, Владимир Семенович Высоцкий».

И даже нагло смеется, сгребая в кучу все прелести хипарского бродяжничества и все те милые мелочи, по частям разбивающие систему. Взять хоть эпизод с опальной школьницей, провоцирующей южный городок выступлениями на незаконной радиостанции под именем Баба-беда. Или бесконечные стычки с «дураками» – солдатами, милицией, родителями.

Под большой вопрос можно поставить разве что помирающую от истощения любовную линию, не подчеркнутую в том числе сомнительным актерским мастерством и сознательно не убранную вовсе для возвышения совсем нетривиальных кинематографических тем. Персонаж Ивановой Саша вышел до того детским, что за ее благополучное будущее стоит волноваться. Весь фильм она ходит с незамутненным лицом и задает вопросы «а что это?» и «ой, кто это?» – кажется, что она не наивная абитуриентка, а просто блаженная дурочка.

На Рядинского в роли Солнца тоже наверняка возлагались самые большие надежды, тем не менее его персонажа законспирировали не хуже мастера Йоды – так, что кроме пары бытовых мелочей, странной даже для хиппи философии и определения «рубаха-парень» про него ничего не известно. Он даже рот открывает исключительно для того, чтобы поддержать диалог фразами, достойными Басё.

Большая часть сюжетных поворотов попросту убрана в подтекст. Но в этом, возможно, тоже есть некое очарование, открывающее одну за другой двери во взрослую жизнь, где нет ромашек, анаши и «трех топоров», зато есть все остальное. Смерть, например.

– Ты что там делаешь в подвале, доченька?
– Да я цветочки выращиваю!

Но трагизм не в этом. Он в том, что люди эти никому не были нужны – родной стране, партии, даже порой самим себе. История наглядно показала, Сукачев пересказал, а Галанин обобщил, что туда, где светит Солнце, братцам до темна не добраться.

Как вариант, «Дом Солнца» – ни что иное как красивый дружеский флэшбек, с приветом из пьяного отрочества, адресованный ныне здравствующим свидетелям Страны дураков, из чьей полицейской мясорубки было не выйти даже плотно держась за руки. Ну и, как следствие, очередной повод собраться всем старичкам и попить портвейна под разговоры «а я-то в советские времена о-о-о!»

Благодарим за сотрудничество «СИНЕМА ПАРК».

Надежда СЛАДНИКОВА, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 25069