Утомленные кровью
Утомленные кровью

Режиссер: Никита Михалков.
В ролях: Никита Михалков, Надежда Михалкова, Олег Меньшиков, Виктория Толстоганова, Сергей Гармаш, Сергей Маковецкий, Андрей Панин, Евгений Миронов, Дмитрий Дюжев, Артур Смольянинов, Андрей Мерзликин, Максим Суханов, Евгений Стычкин, Наталья Суркова, Александр Адабашьян, Валентин Гафт, Мария Шукшина, Артем Михалков.

«Война – жесточе нету слова», – писал в свое время Александр Твардовский. И Никита Михалков в «Утомленных солнцем – 2» не пожалел сцен ужаса, чтобы это показать и доказать.

Оторванные руки, окровавленные ноги, выпущенные наружу кишки, половинчатые тела… Война как человеческая мясорубка, воронка, заглатывающая в основном невинных людей.

В 1994 году на экраны вышел ставший уже легендой фильм «Утомленные солнцем». Он тут же собрал всевозможные награды: государственная премия РФ, «Оскар» как лучший иностранный фильм и Гран-при 47-го Каннского кинофестиваля.

Однако это была лишь первая часть военной истории о комдиве Котове. Спустя 16 лет появляется продолжение под названием «Предстояние».

«Предстояние» описывает события, произошедшие с Котовым в первые два года войны. По официальным документам он был расстрелян, но чудом выжил. Его отправили на войну обычным рядовым бойцом штрафного батальона. Выжить ему помогала вера в свою страну, в Бога и вера его дочери Нади в то, что отец жив…

В 1943 году Арсентьев получает личное приказание Сталина разыскать Котова. В ходе расследования Арсентьев узнает от прифронтового офицера «Смерша», что Котов находится перед страшной немецкой цитаделью, где, по словам «смершевца», царит настоящий ад. Правда, об этих приключениях зрители узнают только осенью в третьей части «Утомленных солнцем» – «Цитадели».

Михалков уже давно доказал, что ко всему подходит с почти царской величественностью. Весь процесс производства фильма, от замысла до завершения, занял у его создателей восемь лет. Многолетние труды на экране уместили в три часа. В чем фундаментальность, спросите вы? Прежде всего это касается актерского состава. Трудно вспомнить другой пример фильма, где была бы собрана столь великолепная команда профессионалов. Начнем с того, что роль Котова исполняет сам Михалков. Ну и куда ж Михалков без Олега Меньшикова? В этом фильме он играет Арсентьева. Не позабыл режиссер и о своих родственниках: в главной роли – дочь Надежда, более скромная роль одного из умирающих курсантов досталась сыну Артему. Семейная получилась картина.

Фильм не для слабонервных. Несмотря на то, что ограничений по возрасту на него нет, я бы не рекомендовала его для детского просмотра. Женщины охали, закрывали глаза руками, вжимались в грудь пришедших с ними мужчин и плакали… Мужчины тоже как-то притихли, даже на часы не смотрели… Но из зала не ушел никто. Наверное, показатель.

Снято по-михалковски, мастерски. Отличные ракурсы, необычные кадры, качественно выстроенная композиция. Некоторые сцены до сих пор перед глазами, словно застыли в виде каких-то старых, военных лет фотографий. Продумано все до мелочей: взгляд героя, поворот головы, движение кисти и даже ресниц… Работой операторов не восхититься не получается.

Сцены массового убийства изображены так, что смотреть – тяжело, но не смотреть – невозможно. По сравнению с этим Бондарчук в «9 роте» показывал не войну, а какие-то легкие и незатейливые приключения солдат в горах.

Несмотря на то, что в «Предстоянии» есть некая сюжетная линия, она словно стирается, меркнет в эпизодах с постоянным кровопролитием и отступает на второй план. История одной семьи – лишь повод рассказать и показать миллионы историй других семей, пострадавших от войны. Раздавленный танком курсант, девушка, изнасилованная тремя немцами на глазах у всей деревни, маленькая цыганка, сожженная в избе с другими жителями села, священник с оторванными ногами. Беда, коснувшаяся каждого…

Каждую минуту в фильме кого-то взрывают, пристреливают, режут, сжигают и топят, все герои как-то равнозначно несчастны, поэтому даже выделить некого. В итоге жалеешь всех, кроме, пожалуй, самой Надежды и ее отца Котова, которые как-то подозрительно удачливы и выживают даже тогда, когда гибнут все остальные. Наденька дважды становится причиной смерти нескольких десятков человек, причем не немцев, а своих же. И все как-то у нее случайно, и вроде она и не виновата, и улыбается даже как-то приятно, да только окружающие почему-то мрут как мухи.

Фильм тяжелый, а осознание того, что все это происходило на самом деле, и вовсе делает его непосильной ношей. «Фильм – это попытка рассказать о Великой Отечественной войне с неистовым желанием именно разбудить и возбудить национальный иммунитет к жизни и умению радоваться ей именно сейчас, в настоящем, а не никому неизвестном "потом"», – замечает Михалков. И ему это удалось. Выйти из кинозала, оставив позади увиденные события военных лет, было действительно счастьем.

И после каждой сцены, насквозь пропитанной кровью, измазанной нечеловеческими страданиями, после каждого извращенного убийства, после кадров с сотнями трупов хочется говорить спасибо тем, кто спас нашу страну от фашистов. Хочется говорить спасибо фронтовикам. Каждую минуту. И надеяться при этом, что такая война больше никогда не повторится.

Благодарим за сотрудничество «СИНЕМА ПАРК» и «Мегаполис».

Мария ГЕРДЛЕР, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 33711