«Живое»: капкан в иллюминаторе

Режиссер: Даниэль Эспиноса
В ролях: Джейк Джилленхол, Ребекка Фергюсон, Эрион Бакаре, Хироюки Санада, Ольга Дыховичная, Райан
Рейнольдс, Наоко Мори и другие.

Так уж повелось, что космос манит не только жителей Земли, но и инопланетные формы жизни, которые, прозябая в марсианском грунте, между делом совсем не прочь оказаться в компании человеческих особей на МКС. А по мере собственного развития уже и внутри них – но там уже кому как повезет. Впрочем, микроорганизм по кличке Кэлвин сначала пришелся по душе каждому члену экипажа россиянки Екатерины Головкиной (Дыховичная). Мечтая о будущих научных открытиях, космобиолог-инвалид Хью Дерри (Бакаре) с восторгом наблюдает за ростом внеземного существа, всячески стимулируя его адаптацию к новым условиям. Но наивный британский ученый увлекается экспериментами и вместе с ошеломительными впечатлениями получает травму руки.

Кэлвин вырос, распустил щупальца, научился ломать человеческие кости, и ему надоело ночами напролет прозябать за стеклом лаборатории, он хочет познакомиться с внутренним миром каждого астронавта. Разве такому симпатичному маленькому убийце откажешь в гостеприимстве? Команде станции не удается препятствовать побегу чужегалактианца из герметичного отсека, и люди оказываются лицом к лицу со смертоносным гостем посреди открытого космоса. А поскольку выбираться из теплых стен МКС Кэлвин явно не планирует, число здешних homo sapiens через несколько часов резко сократится. Делайте ставки, вглядывайтесь в иллюминаторы захваченного корабля и быстрее ловите улыбку звездного инженера (Рейнольдс), ведь назревает интрига – как долго смогут оказывать сопротивление выжившие покорители звездного неба? Кто останется в живых – человек разумный или марсианский паразит? Такую страшную правду люди из NASA точно нам не расскажут.

Правда, полноценным «космохоррором» фильм Даниэля Эспиносы («Код доступа «Кейптаун») все-таки назвать сложно – саспенса картине недостает с первых минут, а типичных пуганий с неожиданном выпрыгивающим монстром, похожим на мутировавшую морскую звезду, нет и подавно. Кэлвин не прячется в темноте каждого второго угла, как тот же чужой, о его примерном местонахождении знают как зрители, так и космонавты. Кроме того, шведский режиссер ни коим образом не пытается нагнетать события, давая всем персонажам кинокартины представиться и банально пофилософствовать.

Один из них (Джилленхол) просто так ненавидит миллионы людей, другой (Санада) мечтает о скором воссоединении с недавно родившейся на Земле дочкой, а третья (Фергюсон) неукоснительно следует всем должностным инструкциям, но при этом умалчивает о самой главной.

Удивительно, что при таком многонациональном составе члены экипажа даже в шоковых ситуациях держатся хладнокровно. Они особо не спорят друг с другом, не закатывают истерик и не оказывается под контролем инопланетного гостя. Причем даже русская героиня гордо откликается на имя Кейт, а не на возможную Katushа, да и сюжет обходится без традиционных шуточек про ушанку, балалайку и медведя в скафандре. Видимо, огульная критика последнего творения Эспиносы «Номер 44», прославившегося антисоветскими сказками в духе Михалкова, заставила его вспомнить о значимости кинопроката в России.

Но как триллер о выживании группы людей в космической клетке с кровожадным и молчаливым нечто фильм смотрится без особого раздражения. Главный вопрос, заключающийся в том, кто (или что) же все-таки останется в живых, не получает ответа до последнего кадра. Причем марсианская гадина действительно не щадит своих новых хозяев, жестоким образом расправляюсь с известными актерами. Актеры, кстати, хоть и не теряются в критических ситуациях, но до самообладания и героизма Сандры Баллок из «Гравитации» им далеко, как и картинке, дизайну и графике «Живого» до оскароносной ленты Альфонсо Куарона. Впрочем, после его работы показать что-то новое и эффектное про суровые будни и технические неурядицы космопроходцев всея Земли еще долго не удастся. Спасибо сценаристам, что, несмотря на большую долю предсказуемости событий, никто из команды Головкиной не ведет себя как полный идиот. Хотя любующийся неизвестной формой жизни темнокожий биолог был очень к этому близок.

Впрочем, если не придираться к отсутствию оригинальности и по-настоящему новых идей, а не переосмыслении старых, «Живое» можно назвать неплохим представителем жанра Sci-Fi. Наблюдать за тем, как шесть взрослых людей нажили на свой скафандр столько проблем из-за, казалось бы, безобидных образцов внеземной почвы, за полтора с лишним часа пусть и не жутко до дрожи, но и не скучно – это факт. Остается только пожалеть о том, что на корабле не оказалось Мэтта Дэймона, который бы в одиночку разобрался с прожорливым паразитом, попутно накормив всю МКС свежей марсианской картошечкой. Досадное упущение авторов, ничего не скажешь.

                                                                                                       Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис»

Дмитрий Поляков, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 8783