«Форсаж 8»: быстрее, выше, неправдоподобнее

Режиссер: Ф. Гэри Грей
В ролях: Вин Дизель, Дуэйн Джонсон, Джейсон Стэйтем, Мишель Родригес, Тайриз Гибсон, Лудакрис, Натали Эммануэль, Курт Рассел, Скотт Иствуд, Шарлиз Терон и другие.

Продюсеры франшизы «Форсаж» либо никогда не слышали, что загнанных лошадей принято пристреливать, либо, что более вероятно, не намерены так просто расставаться со своим денежным скакуном. После эмоционального прощания с героем трагически погибшего Пола Уокера в седьмом фильме серии многие зрители сочли эпопею логически завершенной. Несмотря на уместность и этичность окончания киносериала на этой ноте, на свет появился «Форсаж 8», ставший очередным, но не последним фильмом франшизы. Загнанного стального коня накачали адреналином и вновь пустили на скачки, и, судя по тому, что фильм побил рекорд седьмых «Звездных войн», собрав в мире примерно 532 млн долларов в первый уик-энд, зрители совсем не против.

У руля нового фильма серии стал режиссер Ф. Гэри Грей, хотя и неспособный похвастаться последовательно успешной фильмографией, но явивший миру обласканный критиками «Голос улиц». Выбор постановщика совершенно оправдал себя с финансовой точки зрения, но в том, что касается качества итогового продукта, все же вызывает некоторые сомнения.

Феномен «Форсажа» заключается в том, что, в отличие от абсолютного большинства франшиз с числом фильмов, превышающим 4, сага о семье гонщиков с каждой новой картиной становилась только успешнее. Начав в 2001 году с откровенно посредственной картины об уличных гонках, «Форсаж» постепенно подливал масла в огонь, наращивая бюджет, количество и качество спецэффектов и масштабность сюжета. Теперь, почти 17 лет спустя, мы имеем дело с одним из самых коммерчески успешных и долгоиграющих киносериалов современности. С каждым новым фильмом «Форсаж» словно нащупывает новые границы возможного, только чтобы разнести их вдребезги очередным адреналиновым безумием сюжета. Недаром одна из самых распространенных шуток о франшизе пророчит семье Торетто скорое путешествие в космос – это, кажется, один из немногих пределов, который гонщики еще не одолели.

Разумеется, перед режиссером стояла нелегкая задача. Грею нужно было не просто дать зрителю то, за чем он пришел в кинотеатр, нафаршировав картину неправдоподобными спецэффектами и крутой музыкой, но открыть «Форсажу» второе дыхание, так необходимое после эмоционального пика, достигнутого седьмым фильмом. Фактически с этой задачей он справился, пусть и воспользовавшись самым клишированным приемом, который только можно вообразить. Впрочем, оригинальность или даже маломальская осмысленность сюжета никогда не была сильной стороной франшизы.

Остальные избранные Греем способы реанимировать «Форсаж» не менее ожидаемы и традиционны – еще больше крутых тачек, сочащихся тестостероном сцен рукопашного боя, блестящих лысин и незапоминающихся, но качающих музыкальных тем. Стремясь, очевидно, внести в фильм что-то свое, режиссер разбавил диалоги, случайно генерируемые на основе контента пабликов с пацанскими цитатами, юмором. Очень большим количеством юмора. При правильном подходе такое решение наверняка освежило бы картину и придало ей здоровой самоиронии, в равной степени необходимой старым людям и восьмым инсталляциям популярных франшиз. Однако режиссеру и сценаристам явно изменило чувство меры – каждая звучащая на экране шутка повторяется до тех пор, пока не начинает вызывать ничего, кроме раздражения. В качестве бонуса русским зрителям предоставляется уникальная возможность посмеяться над реакцией персонажей на названия российских городов.

Проверенный временем актерский ансамбль, приправленный парой-тройкой любопытных камео, – неотъемлемый атрибут «Форсажа». Восьмая часть в этом отношений оказалась в весьма затруднительном положении ввиду потери персонажа Пола Уокера, мастерски уравновешивавшего героя Вина Дизеля. В актерском составе ощущается явный дисбаланс. Сюжет, строящийся вокруг неожиданного предательства Домиником Торетто своей семьи, вынуждает Дизеля выдвинуться на первый план, что ввиду его преступного отсутствия харизмы никак не может считаться удачной идеей. Свежеосвободившуюся нишу немного наивного добряка-идеалиста осторожно пытаются заполнить героем Скотта Иствуда, который ожидаемо не только не справляется с этой задачей, но даже не может заставить зрителя запомнить свое имя. Британка Натали Эммануэль («Игра престолов»), занявшая место в семье гонщиков после «Форсажа 7», не получает возможности как следует раскрыться и слегка сбивает зрителя с толку – у них ведь уже есть один компьютерщик?

От Шарлиз Терон, на чьи плечи легла роль злодейки восьмого «Форсажа», вполне можно было ожидать адекватного выполнения этой функции – недаром она может похвастаться не только «Оскаром», но и ролями в экшенах вроде «Дороги ярости» и «Эон Флакс». Однако никакое количество таланта не спасет сценарий, в котором актрисе просто нечего делать. Персонаж Терон, хакерша Сайфер, фигура полумифическая – не только потому что ее деяния вселяют ужас даже в сердца членов группировки «Анонимус», но и потому что нам о ней толком ничего неизвестно. Чего она добивается? Какова ее мотивация? Почему у нее такая чудовищная прическа? Ответы на эти вопросы сценаристы забыли приложить, очевидно, отвлеченные сиянием оранжевого Lamborghini, которому досталось больше личности, чем главной злодейке.

Как это часто бывает в крупнобюджетных картинах, действие приходится вытягивать на себе одному-двум наиболее харизматичным актерам. В «Форсаже 8» эта нелегкая задача досталась Джейсону Стейтему, и он справился с ней с блеском, которого никто не ожидал. Бывшему злодею удается и немного раскрыться как личности, и пошутить, и подраться, и даже поссориться с мамой в исполнении несравненной Хелен Миррен – в общем, в его руках все карты, необходимые для завоевания зрительских сердец. Кроме того, Стейтем формирует неожиданно динамичный дуэт с Дуйэном Джонсоном – взаимодействие их персонажей вышло таким органичным и забавным, что даже спровоцировало слухи о возможном спиноффе.

В департаменте экшена у «Форсажа 8» все не то чтобы очень хорошо, но вполне достойно по стандартам франшизы. Здесь нашлось место и динамичным дракам, не ввести которые в картину, чей актерский состав почти наполовину состоит из экшн-звезд, было бы преступлением, и эффектным, гиперболизированным, бесстыдно CGI-ным гоночным сценам. Что касается сценария, он звезд с неба не хватает, но если вы хотя бы мельком разглядели название фильма на билете, прежде чем идти в кинотеатр, это не будет для нас неожиданностью. В перерывах между гонками, конечно, можно задуматься о том, с каким радушием гонщики «принимают в семью» персонажа Стейтема, являющегося, ни много ни мало, убийцей их друга, или о том, как мало герои удивлены или взволнованы внезапным предательством своего храброго лидера, но эй, мы же не за этим здесь собрались, правда?

«Форсаж 8», непременно обязанный войти в историю под именем «Форсаж на льду», вполне успешно оправдывает зрительские ожидания, о чем свидетельствуют уже упомянутые выше рекордные сборы. Да, фильм время от времени путается в собственных ногах, где-то недотягивает, где-то старается слишком усердно, но все эти мелочи успешно лакируются щедро наваленным сверху экшеном пополам с привычным семейным пафосом. Философию восьмой части гоночной франшизы идеально резюмирует высказывание главного героя в том смысле, что «важно не то, что под капотом, а тот, кто за рулем». Если вы настроены на потребление порции качественного кинофастфуда, тем более, если киносериал «Форсаж» знаком вам не только по названию, разочарованными из кинотеатра уйти вы просто не сможете.

                                                                                                    Благодарим за сотрудничество «КРК Мегаполис»

Наталья Говорливых, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 10552