«Кухня. Последняя битва»: просрочка по-нашему
Сеансы
Кухня. Последняя битва комедия, семейный. Россия, 2017. Режиссер: Антон Федотов

Режиссер: Антон Федотов.
В ролях: Дмитрий Назаров, Дмитрий Нагиев, Сергей Лавыгин, Олег Табаков, Анфиса Черных, Кирилл Ковбас, Михаил Тарабукин и другие.

Комедийный сериал «Кухня» появился на экранах в 2012 и пришелся настолько по вкусу зрителям, что просуществовал целых 6 сезонов, породив спин-офф – сериал «Отель Элеон» – и два полнометражных фильма. Второй из этих фильмов, получивший название «Кухня. Последняя битва», был призван поставить точку в полюбившейся россиянам истории.

Первое, что привлекает внимание при просмотре, – картинка – по совместительству единственный элемент фильма, не вызывающий никаких нареканий. Цветовая гамма «Последней битвы» очень яркая и сочная, а регулярное появление в кадре интуитивно знакомых каждому жителю России, но оттого не менее прекрасных пейзажей только увеличивает удовольствие от просмотра. Особенно хочется отметить село, в котором происходит часть действия фильма – подернутые дымкой лесистые вершины гор и интерьеры абхазских жилищ можно без преувеличения назвать наиболее запоминающимися элементами киноленты.

Без преувеличения – потому что больше смотреть здесь особо не на что. «Последняя битва», без всякого сомнения, порадует поклонников сериала, на которых, должно быть, и ориентирована: в фильме появляются многие полюбившиеся герои и сюжетные элементы. Картина до отказа набита отсылками к франшизе «Кухня», про которые даже никогда не слышавший о сериале зритель поймет, что это отсылки – настолько инородными и выбивающимися из повествования выглядят эти кадры. Большинство киноманов наверняка будут оскорблены таким сравнением, но этим элементом «Последняя битва» очень напоминает «Звездные войны», которые последние пару фильмов функционируют исключительно на реверансах самим себе. Логику создателей фильмов понять можно – зритель пришел посмотреть «Кухню», и он ее получит – и все же можно было сделать «пасхалки» более изящными и менее бросающимися в глаза. Возможно, для настоящего фаната менее очевидная отсылка была бы даже более ценной благодаря радости узнавания.

Несмотря на солидный, особенно для комедии, двухчасовой хронометраж, «Последняя битва» по-прежнему ощущается как сериал: будто несколько эпизодов склеили в один и запустили в кинотеатрах. Сюжет развивается неравномерно, а единой истории как таковой здесь и вовсе нет – две одновременно развивающиеся линии почти не пересекаются. «Разделение труда» очевидно – история главных героев несет смысловую нагрузку и даже наделена «моралью», в то время как приключения Дмитрия Нагиева ими не отягчены.

Сюжет представляет собой первостепенную проблему «Последней битвы» не только в силу своей слабости и «клиповости», но и из-за посыла, той самой «морали», которую он несет. «Правило большого пальца» в данном случае гласит, что если в фильме, предназначенном для аудитории старше 12 лет, вербально проговаривается «урок», который зрители должны из него вынести, то ценность фильма весьма и весьма сомнительна. Можно возразить, что немного дидактики и морализаторства никогда не помешает, особенно если речь идет об обычной истории обычных людей, к каковым условно можно отнести «Кухню». Пресечь подобные возражения можно простым предложением посмотреть фильм.

В центре сюжета – семейная драма, навязший в зубах еще со средней школы «конфликт отцов и детей». Разумеется, такая тема не утратит своей популярности, пока существует само понятие семьи. Другое дело, что члены этой семьи, находящиеся в центре конфликта – старший и младший (до поры упорно отказывающийся носить эту фамилию) Бариновы – личности откровенно неприятные в разных отношениях и на разных уровнях. Проблемы старшего Баринова как персонажа наверняка знакомы каждому, кто видел хотя бы один эпизод «Кухни» – он этакий «на лицо ужасный, но добрый внутри» русский аналог Гордона Рамзи, которому дефицит человеческого облика прощается в силу выдающегося профессионализма. Его отношения с женой и дочерью в рамках данного обзора оставим без комментариев – в фильме им уделено лишь несколько коротких, но очень «говорящих» сцен. Если предположить, что дурной характер все же передается по наследству, становится неудивительно, что сын главного героя не только унаследовал поведенческие проблемы отца, но и возвел их в абсолют. Судите сами – основным методом установления контакта с людьми для младшего Баринова является унижение и издевательство. В первой же фразе, обращенной к только что встреченной девушке, герой предлагает ей переспать. Узнав, что девушка приходится ему сестрой, он менее чем через 30 секунд экранного времени переключается на другую, совершенно случайно выбранную жертву с аналогичными намерениями, только на этот раз на его пути не встают кровно-родственные связи. «Избранница» героя оказывается не робкого десятка, и персонажи вступают в фазу довольно примитивных «ухаживаний»: представьте сюжет в стиле «Влюбись в меня, если осмелишься», только если бы герои были детсадовцами. Взаимные подколы и розыгрыши во вменяемом обществе могли бы быть восприняты как проявление откровенной неприязни, но оказывается, что в «Последней битве» так выражают безграничную любовь. Это откровение во многом объясняет сюжет в целом.

Взрослая женщина оглашает длинный список эпизодов из детства, где ее отец проявил себя как откровенно паршивый родитель и человек, и завершает его словами типа «ну это же папа, он всегда такой был». Молодой человек отслеживает каждое передвижение девушки, с которой он знаком два дня, с помощью «хакерских технологий» и преследует ее – и завершает преследования поцелуем и признанием в любви. Уже пожилой мужчина, отец вышеупомянутых персонажей, произносит закадровый монолог о том, что каждый «заслуживает второй шанс», представляя зрителю дошкольную версию библейского постулата про вторую щеку. Решительно непонятно, кто и чем здесь заслужил второго шанса; почему персонажи, которые у адекватного сценариста если не попытались бы измениться, но хотя бы не были оправданы, в «Последней битве» являются положительными героями; и главное – почему все это действо называется семейной комедией.

Готовят здесь, кстати, очень мало, а титульная «Последняя битва» занимает всего-то жалких минут 15 от двухчасового живописания нравов при должном снижении стандартов способного сойти за «Мертвые души» для самых маленьких. Финальный вердикт: смотреть на свой страх и риск. И лучше в наушниках со звуками природы или расслабляющей музыкой.

                                                                                                 Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис»

Наталья Говорливых, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 12139