Идея заголовка украдена

Режиссер: Кристофер Нолан
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Джозеф Гордон-Левитт, Эллен Пейдж, Том Харди, Кен Ватанабе, Дилип Рао, Киллиан Мёрфи, Том Беренджер, Марион Котийяр и другие.

Таблица Менделеева сперва приснилась
Пушкину, но он ничего не понял.

Влиятельный глава энергетической корпорации Сайто (Ватанабе) нанимает команду так называемых извлекателей во главе с подлежащем экстрадиции Коббом (ДиКаприо), которому обещает решение проблем с американскими властями, после чего тот сможет вернуться домой, к детям. У Кобба на этом большой пунктик, поэтому он соглашается на работу, не без некоторых опасений. Работа нехитрая – усадить в голову наследника конкурирующей структуры Роберта Фишера (Мёрфи) мысль свернуть производство и заняться своими маленькими радостями. Методы у команды своеобразные: войти с мишенью в общий сон, заставить того поверить в реальность происходящего и убедительно показать, в какую сторону Фишеру нужно мыслить. Для чего действие происходит не только на первом уровне сна, но и гораздо глубже – когда команда принимается спать, будучи уже спящими, выстраивая таким образом хитрые лабиринты из множества локаций. А, как говорится, чем глубже в мозг, тем больше волки. Особенно когда команда Кобба на деле занимается вещами прямо противоположными – не засовывает в головы несчастных идеи, а извлекает их оттуда.

Перед просмотром «Начала» (Inception в дословном переводе – «внедрение») нужно помнить о Нолане как о зарождающемся классике оригинального сценария и манеры съемок: кто в свое время не оценил «Престиж» и «Помни», тот рискует не получить должного оргазма от «Начала», который бьет прямо в центр удовольствия здоровенной киянкой. Чтобы удар приключился, нужно четко фиксировать каждое действие в течение первых пятнадцати минут фильма, после чего к обозначенному центру вас понесет инерция, подкрепляемая весьма узнаваемыми оборотами.

Здесь реальная физика сна и бытовая «приметология» соблюдены довольно жестко, оставляя зрителю тот островок, за который есть возможность зацепиться, чтобы выплыть из лабиринта сценария, построенного Ноланом не столько для искусства, сколько для забавы. Так была взлелеяна «Матрица» в 1999-м, и «Начало» приготовило удар ниже пояса для всех, кто по сей день считал, что опыт Вачовски неповторим. Но самое важное свершилось – картина силой мысли зарождает в зрителе чистую эмоцию, единственно возможную при безупречной реализации – сидеть недвижно, раскрывши рот, и капать на пол слюной.

– Вниз – это единственный путь вперед.

Что еще может оставаться обывателю, когда номинально двухмерная картинка на глазах трансформируется в легко осознаваемую, но едва ли вообразимую композицию. Падающий с моста минивэн порождает невесомость в следующем уровне сна. Обычные лестничные пролеты складываются в одну кубическую платформу. Этот тот случай, когда нельзя наверняка утверждать, сколько ног у слона и что на картинке вообще изображено. Нолан избирает очень удобный фундамент для воплощения параграфа «невозможные формы» учебника геометрии за десятый класс: любой зритель с большей охотой поверит в рассказ, если тот уточняется как увиденный накануне сон, чем в тот, что тщательно продуман в якобы существующей вселенной.

Однако уточнять реальность происходящего Нолан намеренно не торопится, устраивая кинооблом века – «Начало» прикидывается самым что ни на есть началом, которое получит продолжение, наверное, только если звезды встанут подобающим образом – если режиссер решится на развитие проекта и если приквел с лихвой окупит затраты на огромную плеяду самых востребованных и сексуальных актеров фабрики грез.

А чтобы кинотехник затолкал «Начало» на самую дальнюю полку, потребуется много усилий: это гарантированно не тот проект, что высоко летит и приземляется на кучу навоза, как в случае с «Повелителем стихий». И не тот, что не оставляет за собой несравнимого послевкусия.

«Начало» ускользает из цепких зрительских лап, дав собой полюбоваться ровно столько, сколько нужно, чтобы не тронуться. Это ли не чистое воображение, которое невозможно подделать?

Благодарим за сотрудничество «СИНЕМА ПАРК».

Надежда СЛАДНИКОВА, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 84022