Миссия невыполнима

Режиссер: Брайан Сингер
В ролях: Том Круз, Билл Найи, Том Уилкинсон, Теренс Стэмп, Дэвид Бамбер и др.

Перед просмотром «Операция «Валькирия» сулила американскую интерпретацию неоднозначной темы в лучших традициях военно-политической драмы. Читай: медлительность, скука, храп с галерки, возвышенно-пафосный свист пуль и прочие радости казарменно-разговорного жанра. Бюджет не впечатлял, режиссер тоже, да и Том Круз сильного энтузиазма не внушал: ожидание сводилось к тому, чтобы его герой не дублировал недавнего кравчуковского неудавшегося любовника, тискающего замужнюю барышню на фоне важнейших политических переворотов.

Ничего подобного!

Американский кинематограф, вырастая из штанишек спекуляции чувствами землян по отношению ко Второй мировой, Холокосту и Гитлеру в частности, шагает дальше. Он принимает смелое решение показать внутреннюю грызню национал-социалистической Германии, что априори предполагает многополярность отношения к продукту. Сомневаться не приходится только в одном: они умеют делать действительно интересное разговорное кино. Без феерических взрывов. Без томных страстей. Без хождения вокруг да около. Зато с видным звездным составом, серьезным Томом Крузом и отличным вылизанным сценарием. Браться же судить о достоверности описываемых в фильме мотивов – дело неблагодарное.

– Мы докажем миру, что не все мы такие, как он.

1943 год. Полковник Клаус Штауффенберг (Том Круз), сосланный в Тунис за непристойные мысли, бесповоротно разочаровывается в нацизме, строит планы, а через мгновение теряет руку, глаз и половину батальона. Вернувшись в Германию, полковник яро примыкает к рядам оппозиционеров, ребятам из Вермахта и руководства германской армии. Последние уже отчаянно, на грани провала, пытались провернуть убийство Гитлера.

Штауффенберг путем наименьшего сопротивления идти не намерен: он разрабатывает контрплан «Операция «Валькирия» – бумагу на случай потери верховного руководства, – добивается на ней автографа Гитлера, героически тремя пальцами застегивает пуговицы на форме, вербует адъютанта, кладет в чемоданчик бомбу и – отправляется вершить историю. Казалось бы, здорово придумано: вождь взорван, руки умыты, порядки наведены, зверства нацистов прекращены. Однако в наши дни учебники гласят, что Гитлера отправить к праотцам Штауффенбергу, нынешнему национальному герою, не удалось.

История не свернула даже на время десяти минут в фильме, где зрителю показывают ликование оппозиции, падение СС и мерное, но громкое выстукивание стенографистками слов «Гитлер мертв». Зритель, как дурак, надеется: «А вдруг и правда?.. Хоть бы, хоть бы, хоть бы...» Но при попутной оценке картины важно понимать, что во главе угла Германское сопротивление ставит не то чтобы прекращение войны или спасение евреев и цыган от тяжелой руки канцлерских промыслов, а спасение Германии.

– Знаешь, как закончится война? Эти портреты снимут, а человека с них повесят.

«Цель – Гитлер» во имя священной страны, возможно, священней остальных 190 штук. Самое прямое доказательство тому – понимание исхода войны и собственной участи в канве грядущих событий посещает полковника Штауффенберга как раз в сорок третьем, когда движение армии на восток уже не кажется хорошей идеей.

И собственная участь каждого участника заговора играет с общим планом злую шутку. Немцы проигрывают немцам по одной простой причине, отголоски которой в «Операции «Валькирия» сквозят изо всех дыр, – это неравная борьба трех сторон. В то время как на одном берегу стоят Гитлер, Гиммлер и СС, на другом – приспешники Людвига Бека с новоиспеченным лидером Штауффенбергом, между ними, – пока не наступило кровавое половодье, пока мрачные валькирии не решили, кому жить, а кому умереть, – мечутся неопределившиеся всех чинов и мастей.

Фридрих Фромм, командующий армией резерва, – первое лицо в этой ораве. Он словно фокусник достает из своей шляпы самый разнообразный арсенал, то помогая оппозиции, то растаптывая ее, крича во всю глотку «Расстрелять!» Подобными персонажами набит фильм. Подобными персонажами был набит Третий Рейх. «Время такое, война, а пожить еще хочется...»

Сингер же, отвечая этой трусости, делает «Операцию «Валькирия» живым конспектом трагедии германского народа. Фильм как тщательно спланированный плевок летит в лицо каждого безучастного. Ведь именно с молчаливого согласия тех, кто ставит собственную шкуру выше блага мирового масштаба, вершится неисправимое зло.

Благодарим за сотрудничество «Киномакс-Победа».

Надежда СЛАДНИКОВА, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 24669