Девочка и Смерть

Режиссер: Итэн Коэн, Джоэл Коэн
В ролях: Джефф Бриджес, Хейли Стайнфелд, Мэтт Дэймон, Джош Бролин, Бэрри Пеппер, Дэкин Мэтьюз и другие.

Злодей и пьяница Том Чейни, нанятый предпринимателем и фермером Фрэнком Россом, как следует набравшись в салуне, убивает своего работодателя и пускается в бега с бандой Неда Пеппера, опаснейшего бандита. Передать Чейни в руки правосудия берется 14-летняя дочь убитого Мэтти Росс. Убедившись, что шерифу не досуг, она нанимает за 100 долларов местного маршала Рустера Когберна (Джефф Бриджес) и напрашивается в попутчики. Будучи не дураком, Когберн заключает сделку с техасским рейнджером ЛаБефом (Мэтт Дэймон) на тех же условиях – поимка Чейни в обмен на денежное вознаграждение – и, решив не ввязывать в историю девочку, они отправляются в путь. Мэтти обманщиков нагоняет, но уже там, где назад не повернуть.

В нынешних условиях рынка успешно реанимировать такой жанр как вестерн мало бы кому удалось. Вот Коэны, заручившись поддержкой Спилберга, справились на пятерку: вы не смотрите, что они извлекли из анналов 1969 года «Настоящее мужество» и с оглядкой на своё мастерство пересняли историю так, чтобы в ней было место Бриджесу. Да хоть бы и так, только дать проекту свои имена – еще не значит просто расписаться в счет-фактуре за очередную постановку старых песен о главном. Поэтому братья по разуму не растерялись и железной рукой поместили картину в тот срез жанра, где в свое время успешно подельничали Тарантино и Родригес, а именно – в ряды фильмов, в которых всё было бы смешно, когда бы не было так грустно.

Крякать до боли в животе хочется даже в сцене тройного повешения, не говоря уж о встрече наших героев с невменяемым врачевателем в медвежьей шкуре. Как и везде, Коэны, чтобы ограничить собственные фантазии на предмет неформального юмора в кинематографе, выдают себя потихонечку, небольшими порциями – то индейца с мешком на голове заткнут, то Бриджеса заставят хрипло бунтовать в деревянном нужнике, то с особым смаком покажут характер главной героини. В последнем случае особенно характерна сцена противостояния замшелому торгашу: в этот момент до зрителя начинает доходить, что 14-летние барышни на Диком Западе давали фору любой бабе из русского селенья: они не только тушили пожары и укрощали коней, но и знали, где вовремя пригрозить судом, а где – револьвером.

– Ты пропьешь эти деньги.
– Мне не нужно покупать алкоголь, я всё это конфискую, я ж судебный пристав!

Отдельным пунктом стоит отметить уже двукратно тут отмеченного Джеффа Бриджеса: в отличие от Когберна-69 повязка переместилась с левого глаза на правый, а житейские манеры сдвинулись в сторону легкой мизантропии. Ну нельзя быть государственным маршалом и жить в подсобке у случайного китайца. Как нельзя вопиюще неавторитетно свидетельствовать в суде, даже по тамошним временам это было слегка некрасиво.

И не будем забывать, что где вестерн – там и лошади с ружьями, а где ружья – там и смерть. Своя или чужая, однако каждый раз неудобная и какая-то нахальная: то-то героям стрёмно не только самим ложиться и помирать, но и подставлять под пули попутчиков.

В конце концов, перед нами разворачивается не комедия положений, а неигрушечная драма, – это становится ясно с началом сеанса, но до его окончания Коэны делают всё, чтобы зрителю казалось обратное. Видимо, по этой причине «Железная хватка» – один из фаворитов грядущей церемонии «Оскар», а это 10 номинаций, включая «лучший фильм» и «лучший режиссер». И хоть ребята уже способны свои набором статуэток забить небольшой чулан, на сей раз их коллекция не может не пополниться. Хотя бы потому, что у них выходят лучшие в Голливуде алкаши.

Благодарим за сотрудничество «СИНЕМА ПАРК».

Надежда СЛАДНИКОВА, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 52021