Рубикон пройден

Режиссер: Руперт Уайатт
В ролях: Джеймс Франко, Фрида Пинто, Джон Литгоу, Брайан Кокс, Том Фелтон, Дэвид Ойелоуо, Тайлер Лэбин, Энди Серкис и другие.

Молодой вирусолог Уилл Родман стоит на пороге открытия лекарства от болезни Альцгеймера, и его коммерческие партнеры готовы дать зеленый свет испытаниям на людях, когда подопытная шимпанзе Ясноглазка, лучше всех управляющаяся с ханойской пирамидой, становится агрессивной и в попытке бегства попадает под обстрел. Причина такого поведения – ее новорожденный ребенок, который всё это время был надежно спрятан от глаз лаборантов. Но программу прикрыли, единственный успешный подопытный убит, все шимпанзе подлежат усыплению, и Родман принимает решение взять малыша к себе на передержку. Три года спустя, когда Цезарь показывает недюжинные когнитивные способности, Родман понимает, что он унаследовал действие препарата от матери, и что его открытие на самом деле работает. После чего незамедлительно вводит лекарство больному отцу и благополучно продолжает работу в родной компании. Но чем взрослее Цезарь, тем отчетливее его представления о доме, семье и свободе, а также о том, что в мире людей этого вряд ли можно добиться.

Это, кстати, не из-за какой-то необъяснимой агрессии или стремления к власти. Такие сложились обстоятельства. В этом – весь фокус перезапуска «Планеты обезьян»: зрителю изрядно осточертели все эти гримёрские приемы и театральные ходы в массовом кинопроизводстве, и теперь он несет деньги тому, кто противопоставляет свое ремесло, прямо скажем, бёртоновскому баловству. Так вышло с «Бэтменом»: франшиза никогда в жизни не смогла бы заработать столько денег, если бы не Нолан со своим реализмом. То же самое ждёт «Восстание планеты обезьян» – злую, мрачную, безгранично глубокую картину, где обезьяны еще не ведут политических речей, но уже способны управиться с палкой и даже уважать «врага».

Вопиющее правдоподобие – настолько беспроигрышный вариант, что не использовать все его возможности было бы рискованно. Режиссер со сложной для русской речи фамилией Уайатт с точностью консервного ножа вскрывает не только удивительную сущность разумных шимпанзе, но и звериные инстинкты человека, который порой ведет себя совсем уж по-скотски. В этом Уайатту помогает самый зловещий голливудский гад Том Фелтон, что неоднократно пытался завалить Гарри Поттера. Здесь он отрывается на обезьянах – конечно, для того, чтобы впоследствии обезьянам было на кого накинуться; так сказать, выдохнуть.

Мир вообще сузился до трех плохих людей и трех сочувствующих на фоне назревающей смены господствующего на Земле класса. На страницах истории реальные примеры подобного сценария в годы переворотов – в изобилии. Кстати, никакого вооруженного захвата не будет – это сказки, годные для шестидесятых: Уайатт предлагает решительно иную точку зрения на приключившийся бардак, причем стратегически верную и финансово удобную. А еще достаточно зрелищную, чтобы смотреть на приматов на главных ролях было не так скучно, и в меру занимательную. Образцом режиссерской смекалки можно считать знаковый эпизод, где цирковой орангутанг при помощи жестов сообщает Цезарю, что обезьяны глупые. А красивой находкой – то, что все их разговоры аккуратно переводятся субтитрами.

Объективно «Восстание планеты обезьян» – такая же жанровая жвачка, как и эксперименты Бэя или Брукхаймера, с теми же крючками, красками, с характерным намеком на сиквел и ожиданием пары-тройки номинаций за особые художественные качества. Но на практике картина успевает нахватать звезд с небес прежде, чем зритель остынет от увиденного и услышанного, свяжет концы, припомнит красивые отсылки к бёртоновской сказке вроде газетных заголовков «Lost in space», оценит очередной мартышкин труд Серкиса в роли Цезаря. Когда от великолепного Франко перестанет кружиться голова, а от детального психоанализа будущей катастрофы – мозжечок, когда перестанут ныть зубы от работы композитора, – в тот момент о плохом и вспомнить будет нечего.

Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».

Надежда СЛАДНИКОВА, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 46211