Короче, Джейн!

Режиссер: Кэри Фукунага
В ролях: Миа Васиковска, Майкл Фассбендер, Джейми Белл, Джуди Денч, Су Эллиот, Холли Грэйнджер, Тэмзин Мерчант, Амелия Кларксон и другие.

Длинные руки подрастающих режиссеров большого кино таки добрались до главного книжного события викторианской Англии – романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр». Тридцать с лишним экранизаций сценаристы пытали книгу ножницами, однако результат никогда не отличался от оригинала так чтобы очень. Но тут за дело берется Кэри Фукунага, американец с девственно чистым стажем работы, и в его задачах – не просто записать очередную кавер-версию феминистской сказки, но сделать это на волне тренда, чтобы шёл и стар, перечитывающий книгу дважды в год, и млад, ни разу в жизни не ходивший в библиотеку.

Джейн Эйр – молодая выпускница Ловуда, у которой за душой нет ничего кроме классического для того времени девчачьего образования, обостренного чувства справедливости и дюжины одинаково серых платьев с кружевными воротничками. Ее нанимают гувернанткой в дом мистера Рочестера, где большую часть времени властвуют экономка миссис Фэйрфакс и малолетняя дочь хозяина Адель, которую следует обучать хорошим манерам и естественным наукам. Сам мистер Рочестер навещает Торнфилд крайне редко: его знакомство с Джейн происходит спустя три месяца. Следующие экранные полчаса герои либо сидят у камина и ведут бытовые беседы с легким намеком на флирт, либо бегают по комнатам в портках и пижамах в уточку. Не потому, что Шарлотта Бронте была самой яркой нонконформисткой своего времени, а потому что в доме происходит что-то зловещее: напуганные слуги рассказывают о привидении, которое выходит ночью из подсобки и бродит по коридорам, сам мистер Рочестер чуть не погибает в огне в собственной кровати, а приезжие гости уходят восвояси покусанными.

Конечно, «Джейн Эйр» – не о призраках или маньяках, но классические тревожные моменты  с героиней, вышагивающей по темному коридору со свечкой в вытянутой руке, – как по учебнику. Но и этот скудный хоррор навязчиво разбавляется работой оператора, который балансирует с тяжелой камерой на пятиметровой стремянке для красоты кадра. И красота в этих кадрах, безусловно, неописуемая, и Васиковска с фирменными губками бантиком – красивая даже без грима, и Джуди Денч в роли миссис Фэйрфакс – эталон, и прочие английские актеры (не считая Фассбендера – он немец), и оригинальное музыкальное сопровождение, и костюмы эти шерстяные, – всё так и дышит, и прямо сошло бы со страниц романа, если бы не желание режиссера выступить с этим старьём по-крупному. Так, как привык зритель со времен удачных экранизаций Джейн Остин.

Тут правда есть с чем сравнить: авторитетный знаток женских романов Джо Райт, создавая «Гордость и предубеждение», переработал значительно больший объем материала, не потеряв при этом ни одного значительного куска. Еще и упихал это в двухчасовой стандарт, при этом картина показала не только классическую мелодраму, но и приличный боевик. В сравнении с этим «Джейн Эйр» Фукунаги демонстрирует полную отрешенность от «Джейн Эйр» Бронте: как если бы Райт убрал из «Гордости...» всех, кроме Элизабет и мистера Дарси. На что тогда там смотреть? Как Джейн попала в Торнфилд? Кто мать Адель? Кто убил Лору Палмер?

Впрочем, единственный человек, которому версия Фукунаги может серьезно навредить – это третьекурсник филфака, который, по ошибке приняв предлагаемое за действительность, завалит экзамен по истории литературы XIX века. Причем не только из-за чудовищной неполноты знаний: он может просто уснуть.

Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».

Надежда СЛАДНИКОВА, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 40171