Здесь куют хип-хоп

Режиссер: Квентин Тарантино
В ролях:
Джейми Фокс, Кристоф Вальц, Леонардо ДиКаприо, Керри Вашингтон, Сэмюэл Л. Джексон и другие.

А я на волю, как из клетки, – сизым голубком…
Сергей Наговицын

1858 год. Немецкий дантист Кинг Шульц, не так давно оставивший практику в пользу более увлекательной охоты за головами, разыскивает братьев Бритл, самых жестоких надсмотрщиков Юга, чьи зверства надоели даже законникам. Для помощи в опознании братьев доктор покупает раба Джанго, который имел с ними дело еще до того, как его разлучили с женой и отправили на очередные плантации. За помощь в поимке Шульц обещает Джанго свободу и кое-что ещё. Со временем освобожденный раб, открывший в себе талант превосходного стрелка, входит во вкус в деле отстрела белых и получения за это вознаграждения. С окончанием прибыльной зимы парочка, вдохновленная красивой немецкой легендой, отправляется на поиски Брумхильды, жены Джанго. Только просто так отправиться с ней в закат наш герой не сможет: все ниточки ведут в Кэндилэнд, где заправляет самый отмороженный рабовладелец Юга. Ради этого самовлюбленного клоуна готовится коварный план, однако с самого начала всё идет по косой.

Разумеется, у Тарантино всё выглядит не так, как на бумаге. Как большой ценитель крайне антихудожественных спагетти-вестернов, 90% которых представляют интерес разве что для таких вот увлеченных личностей, мсье Квентин, можно сказать, осуществил очередную детскую мечту. Кто не помнит, первые две – перезагрузка жанров грайндхаус и китайского фэнтези – Тарантино удовлетворил с выходом «Доказательства смерти» и «Убить Билла» соответственно. При этом просто удивительно, каким образом ему удается брать всё самое худшее, что когда-либо существовало в киноиндустрии, да и в музыке к ней, и получать из этих двух минусов такой плюс, что киноакадемики трепещут и жалуют, например, герою сегодняшнего обзора – «Джанго освобожденному» – пять номинаций на «Оскар». Вот, что поражает больше всего. Но – обо всем по порядку.

Поскольку режиссер в детальном представлении, мягко говоря, не нуждается, стоит обратить свой внимательный взор в сторону актеров, поскольку на их божественной игре, сравнивать которую возможно разве что с проектами того же Тарантино, построен весь фокус. Волшебство начинается сразу после начальных титров: с первым эпизодом с Кристофом Вальцем, который, вопреки амплуа жестокого самодура, играет крайне положительного персонажа. До костей положительного, способного на несвойственное времени сочувствие и участие. Представить, что с таким лицом одновременно можно мучить слониху, пытать партизан и освобождать рабов, практически невозможно.

Во вторую очередь удивителен персонаж Сэмюэла Л. Джексона, которого в шкуре злобного нигера-«снежка» с первого взгляда и не узнать. Диалоги, которые он ведет с Кельвином Кэнди, – просто песня, которая особенно хороша в оригинальном исполнении. Окончательно добить зрителя призван сам мсье Кельвин Кэнди в исполнении ДиКаприо. Этот малый не был так хорош со времен «Отступников» (скажем честно, в кассовых «Начало» и «Остров проклятых» наш герой изрядно халтурил). Рабовладелец-франкофил (не говорящий по-французски), окруженный свитой напомаженных негритяночек и потрепанных жизнью мондингос, который слывет настоящим психом, каковым на деле и является, – страшное дело. Пожалуй, здесь раскрывается весь потенциал актера, способный «убрать» своей харизмой даже пресловутого Вальца.

Это озорное трио функционирует в очень точной оплетке из третьестепенных персонажей, которых, как правило, цинично убивают сразу за представлением зрителю, и удачно поддерживается главным героем картины – неподражаемым Джанго, ради которого затевался весь замес. Оскароносец Джейми Фокс не сразу пришел на ум Тарантино при кастинге: на главную роль долго сватали Уилла Смита. Оно ясно: мужичок он видный, волевое лицо, подернутое мукой от болезненного расставания с любимой женщиной, делать умеет, на лошади ездит, кнутом машет, рабовладельцам по щам прописывать в состоянии. К тому же, черный, что немаловажно. Однако все мы знаем о таланте Квентина помещать немедийные лица на обложки тиражируемых американских изданий, посему «случайная» звезда Фокса, который не особо известен во всяких заграницах, по-настоящему заиграла только здесь. И поверьте на слово: его персонажа лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать о его жестокости, бескомпромиссности, дерзости и его возмездии. Мартин Лютер Кинг и 2pac в одном лице. Очень крутой. Очень.

О картине можно говорить бесконечно долго, поскольку, как и полагается кинематографическому постмодернизму, Тарантино выдал на-гора тысячи контекстов, в рамках которых можно разбирать каждую деталь и каждый шаг героев. Это и историческая составляющая, и художественная, и музыка, и речевые особенности, и акценты, которых мастер не жалеет. Перечислять всю эту кучу поводов для горячего обсуждения можно столь же долго.

Несмотря на вопиющий хронометраж, «Джанго освобожденный» способен усыпить бдительность даже самых нетолерантных: события в картине сменяются достаточно стремительно, при этом оставляя островки для протяженных во времени бесед о том, о сём. Тщательная проработка отдельных сцен вроде эпизода с карательным отрядом и их проблемой с прорезями для глаз – особый прием Тарантино, и именно он не дает задремать там, где, казалось бы, уже сам Бог велит. И, кстати, лучше быть начеку: Тарантино склонен обрушивать на зрителя всю мощь своего особого искусства в самых неожиданных местах.

Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».

Надежда СЛАДНИКОВА, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 32565