Свобода и крест

Режиссер: Стивен Спилберг
В ролях:
Дэниэл Дэй-Льюис, Салли Филд, Дэвид Стрэтэйрн, Джозеф Гордон-Левитт, Джеймс Спэйдер, Томми Ли Джонс, Джеки Эрл Хейли и другие.

На грядущей церемонии вручения премий «Оскар» тема рабства будет играть ведущую роль: помимо недавнего лидера кинопроката «Джанго освобожденный», к невольничьей проблеме позапрошлого века подобрался небезызвестный Стивен Спилберг с биографической лентой «Линкольн». Картина номинирована на получение одиннадцати статуэток и считается фаворитом этого года. В текущий уик-энд лента получила достаточно ограниченный прокат в российских кинотеатрах: почему ограниченный и где тот зритель, способный оценить старания Спилберга, – в сегодняшнем обзоре.

«Линкольн» повествует о последних днях Гражданской войны, когда параллельно боевым действиям на фронте происходили не менее ожесточенные бои в Белом доме за продвижение тринадцатой поправки в Конституцию США. Спилберг раскрывает личность величайшего из президентов через его действия в период построения многоходовки, целью которой были умы сочувствующих конфедератам, выступающих против отмены рабства. Помимо официальных визитов, приемов и выступлений Авраам Линкольн пользуется услугами нечистых на руку дельцов, которые для благого дела открывают в себе всё новые и новые таланты по части убеждения противников поправки и тех, кто еще испытывает смешанные чувства по поводу предоставления неграм прав и свобод. Насчет последнего тут тоже всё не слава богу: ведь с одной стороны есть принципы человечности и ответственности за граждан, а с другой стороны – политика.

«Линкольн» не покажет зрителю ни одной батальной сцены, за исключением словесного огня в правительственных кабинетах, не покажет никаких лишений и насилия, – ничего такого, что захватывает массового зрителя. Формально, картина занимает место в нише так называемого разговорного жанра в ограниченном круге декораций. Из интересного – скрупулезная историческая детализация, реконструкция отдельных диалогов (в оригинальной озвучке наверняка актеры имитировали и соответствующие времени языковые особенности), воссоздание общей картины отношений Линкольна с ближайшим окружением – от скорбных бесед с женой и отцовского радушия к старшему сыну (насколько первое лицо вообще может быть внимательным к собственным детям) до своих партнеров по кабинету и случайных встречных.

«Народность» лидера и его скромное величие Спилберг почему-то решил показать через набор баек, которые Линкольн травит налево и направо. В основном это интересные случаи из юридической практики будущего президента, которые отчасти иллюстрировали текущую ситуацию. А ситуации при этом бывают всякие: то завистливые граждане придут попрошайничать, то армия несет немыслимые потери и нужно телеграфировать о перемирии, то возвращается старший сын и требует одобрения для вступления в ряды войск Севера, несмотря на то, что творится в госпиталях…

И если с политикой всё стабильно опасно – поправка на грани отклонения, мир стремятся заключить законными мерами, не вникая в положение рабов, – в семье всё ещё хуже. Из учебников американской истории нам известно, что из четырех сыновей Линкольна подростковый возраст пережил только один, но как всё это отразилось на здоровье первой леди – словами не передать. Для этого на главные роли вышел лучший драматический состав Голливуда в лице Салли Филд, Дэниэла Дэй-Льюиса и Томми Ли Джонса. С такими талантами работать, как правило, куда сложнее, чем с юными звездочками, из которых можно вылепить всё, что угодно. «Вылепить» же, например, Авраама Линкольна таким, каким его рисует история, под силу только профессионалам весовой категории Спилберга и Дэй-Льюиса. После увиденного сомневаться в том, кому отойдет золотой рыцарь за лучшую мужскую роль, не приходится.

В прокате «Линкольн» заинтересует разве что студентов-политологов и ценителей жанра. Пока первые разбирают, откуда вышла современная демократия и почему она не всегда учитывает человеческое естество в своем стремлении установить справедливость, вторые насладятся великолепной актерской игрой и точной конструкцией сцен. Пусть порой слишком далеких от формата большого кино, зато они в конечном итоге складываются в то, что в среде критиков принято называть настоящим эпиком.

Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».

Надежда СЛАДНИКОВА, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 25634