Великий или ужасный?
Великий или ужасный?

Режиссер: Сэм Рэйми
В ролях: Джеймс Франко, Мила Кунис, Рейчел Вайс, Мишель Уильямс, Зак Брафф, Билл Коббс и другие.

Спустя 74 года после выхода легендарного фильма с Джуди Гарленд на экраны выходит приквел истории удивительного волшебника из Страны Оз. Лаймен Фрэнк Баум, автор серии сказок о волшебной стране, не расписывал биографию Великого и Ужасного в деталях, так что создателям свежего фильма пришлось использовать практически все мелочи, какие только были в книгах, а после – придумать эпичную историю борьбы добра со злом.

Добро у нас олицетворяет Оскар Диггс, фокусник в бродячем цирке. Оскар – или сокращенно Оз, как он сам себя называет, талантливый и амбициозный мошенник, вынужденный колесить по канзасским деревням в надежде подзаработать. Как-то раз, не поделив что-то с цирковым громилой, Оз счел за лучшее свалить от греха подальше на воздушном шаре, прихватив с собой лишь саквояж с реквизитом и шляпу-цилиндр. По пути аэростат, разумеется, унесло ураганом, и когда ветер утих, Диггс обнаружил себя в сказочной стране – что, в общем-то, неудивительно, ибо чаще всего герои книг Баума добирались туда именно именно таким способом.

Неожиданно для себя Оз узнает, что страна, в которую он попал, носит его имя (или наоборот, что сути дела не меняет). Более того: у местного народа давным-давно существует пророчество, гласящее, что в свое время явится к ним великий волшебник, который всыплет ремня злым волшебницам, которые тут правят. Оз делает вид, что он не просто цирковой иллюзионист, а самый что ни на есть настоящий колдун, и получает в помощь обезьяну-носильщика, а позже – потрескавшуюся фарфоровую девочку. После того, как герои окончательно определяются с тем, кто из трех сестер добрая волшебница, а кто злая, приходит время битвы.

«Оз: Великий и Ужасный» оказался не только добротным семейным фильмом, но и отличной предысторией для старого фильма 1939 года, который снял Виктор Флеминг. Многие фишки Сэм Рэйми, выступивший режиссером приквела, позаимствовал именно оттуда. Как и в старом фильме, события до урагана, как и весь реальный мир, показаны черно-белыми. Образ ведьмы с зеленым лицом, крючковатым носом и остроконечной шляпой или появление говорящей головы волшебника в клубах дыма – все это уже было у Флеминга. Однако из всех знакомых с детства героев останутся лишь волшебник и волшебницы: Дороти пока еще живет на ферме в Канзасе, а про Страшилу и Железного Дровосека вообще ничего не слышно. Впрочем, Страну Оз населяют все те же Жевуны и Мигуны, а отсутствие одних героев прекрасно компенсирует наличие других – той же фарфоровой девочки, например.

Особого упоминания заслуживает саундтрек. Как ни крути, а композитор Денни Эльфман – тот еще сказочник, и его музыкальная дорожка к «Великому и Ужасному» не только звучит так, как и положено звучать сказочной музыке, но и западает в голову с первых же нот, чем-то напоминая саундтреки к «Трупу невесты». Напоминаний о Тиме Бертоне тут будет еще много чего – все зловещее, что только есть в «Озе», выглядит именно так, как выглядит все зловещее в бертоновских фильмах. Впрочем, наличие всякой жути вкупе со всякой супергеройской фигней вполне естественно: Рэйми полжизни снимал «Зловещих мертвецов», а последние лет десять убил на «Человека-паука».

Резюмирую: фильм хорош, но, разумеется, не безоговорочный шедевр. Конечно, «Оз» не сравнится по эпичности с «Властелином колец», зато начисто уделывает «Алису в Стране Чудес». Графика хромает, актерская игра оставляет желать лучшего, в российском прокате впечатление портит отвратительная озвучка некоторых персонажей. И все же, творение команды Сэма Рэйми получилось на редкость красивым. Снобам вроде меня придется по вкусу заставка, костюмы и музыка; любители сказок о Стране Оз (опять же, вроде меня), оценят все, что есть в Стране Оз, включая города, природу и жителей. Несмотря на то, что в описании указано возрастное ограничение 12+, вести на сеанс можно детей любого возраста. Восторженное пищание при виде Изумрудного города гарантировано. В.Л.

С другой стороны...

...Нельзя недооценивать безграничные возможности Сэма Рэйми по части захоронений актерских талантов. Франко, Уильямс, Кунис и, прости господи, Вайс после той отвратительной расстановки, которую приходилось терпеть зрителю битых 2,5 часа, просто обязаны подать коллективный иск на господина режиссера. Франко же вообще непонятно, зачем ввязался в эту $215-миллионную авантюру: мало того, что его прежний опыт работы с Рэйми хочется топтать до посинения (имеется в виду трилогия «Человека-Паука»), так еще и герой попался паршивый. Скажем прямо: Оскар – м***к. С большой буквы мэ. Его коронный номер с музыкальной шкатулкой начинает надоедать уже во втором заходе, а когда этот идиот оказывается в волшебной стране, где на каждом шагу ужасные твари пытаются то покалечить, то понести саквояж, и вдруг из ниоткуда вываливается первая волшебница с подозрительными намерениями – что делает Оскар? Он дарит ей шкатулку! Кстати, к вопросу о семейном кино: взрослым этот пикап-прием прекрасно известен, а вот на что он детям – вообще неясно, при этом акцент на этой невинной детали сделан нехилый. Типа, герой – так себе, но он исправится.

Наверняка исправится, но, видимо, ближе к концу, поскольку автор этих строк после кривого беспокойства Франко насчет «Получу ли я золото при любом раскладе?» не выдержал и в панике направился в рюмочную. Забыть хотелось абсолютно всё: хищный оскал главного героя, который продается за золотой скипетр и беспокоит по ночам невинных девушек, отвратительную фарфоровую девочку, которая сперва лезет, а потом неистово боится, летающих бабуинов (чем не угодили обезьяны?), уродливых «статистов», безвкусные костюмы, «кукольность» происходящего, и отдельным пунктом хотелось забыть отвратительную Мишель Уильямс, которой, скорее всего, перед съемками дали по голове тупым предметом, отчего бедняга проходила весь фильм с одним лицом, выражающим 80% отваги и 20% слабоумия. Или 80% слабоумия и 20 – отваги. Кстати, подобная эмоция присуща всем жителям Страны Оз. Она – как извилина в голове бесталанного сказочника, единственная и неповторимая.

Как водится, не догнав до глубинной функции кино – патетической, – Рэйми окупил свое упущение функцией развлекательной. Это красивые облачка, модные титры, дорогостоящий саундтрек и еще тележка милых деталей, которые в теории способны скрасить неудовольствие требовательного зрителя. Только на кой черт мне эти облачка, если под ними орудует какой-то м****к? Н.С.

Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».

Василий ЛЕБЕДЕВ, Надежда СЛАДНИКОВА, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 40146