Удача на бобах
Джек – покоритель великанов драма, фэнтези, приключения, мелодрама. США, 2013. Режиссер: Брайан Сингер

Режиссер: Брайан Сингер
В ролях: Николас Холт, Элинор Томлинсон, Юэн МакГрегор, Стэнли Туччи, Эдди Марсан, Иэн МакШейн и другие.

В далеком царстве, тридесятом государстве в чистом поле живет юноша по имени Джек. Отца много лет назад свела в могилу дизентерия, поэтому Джек живет с дядей, и их быт не отличается ни чистотой, ни аккуратностью, ни каким-нибудь достатком. В особо тугой день дядя посылает Джека в город продать лошадь, чтобы прокормиться, но, как мы знаем из сказки, Джек возвращается домой с горсткой бобов. Дядя в сердцах бьет кулаком по столу и уходит в дождь, Джек начинает было причитать об утраченных возможностях, как вдруг в дверь стучится сбежавшая из дворца принцесса. Поцеловаться парочка не успевает: зернышко, опрометчиво уроненное дядей под пол, намокает и начинает расти. Вместе с домом, конечно же: попытки вытащить оттуда принцессу безуспешны.

Итак, стебель отрос, Джек остался на земле, а принцессу предположительно утащило в страну великанов, в которую однако никто не верит. Король на волне безудержной скорби снаряжает наверх экспедицию, состоящую из Джека, мерзкого жениха принцессы со своим приспешником и горстки гвардейцев. Там вся компания сталкивается – вот сюрприз! – со здоровенными, недобро настроенными мужиками, которые подчиняются только владельцу специальной короны, которая – вот сюрприз! – оказывается в руках недобро настроенного жениха невесты. Еще бы: великаны – готовая армия для завоевания мира.

«Джек – покоритель великанов» можно считать плановым проектом хотя бы потому, что киноэфир в весеннее время нужно забить не только добро сколоченными картинами со средним бюджетом, но и чем-то потенциально кассовым. Наряду с недавним «Оз: Великий и ужасный», герой сегодняшнего обзора – высокобюджетная смелая версия старой истории. На этом сходства двух гигантов заканчиваются.

Если катастрофа «Оза...» была лишь в том, что Сэм Рейми – бездарь, «Джеку...» в этом смысле невероятно повезло. Брайан Сингер по части хорошего кино – тертый калач. С большим метром режиссер промахнулся всего раз – с втоптанным в навоз «Возвращением супермена», однако ошибку свою осознал и в то же русло возвращаться очень боится. В последние годы Сингер, кроме удачно завершенного проекта «Доктор Хаус», порадовал зрителя такими картинами, как «Операция «Валькирия» и «Люди Икс: Первый класс» (в качестве сценариста). По такому случаю опыт работы режиссера с классической сказкой вызывает любопытство. Особенно в свете того, что за последние два года спрос на фольклор растет, как волшебные бобы.

Самое главное, что Сингеру удалось верно расставить по своим местам подрастающую лигу суперзвезд, Николаса Холта и Элинор Томпсон, которые играют Джека и принцессу Изабель соответственно. Молодые не тянут кота за хвост, ведут себя просто, без сальных намеков и натужных разбирательств, кто тут главный; словом – адекватно. При этом режиссер не растерял и состоявшихся профессионалов – МакГрегора с классически бравым парнем, Туччи со своим очередным маньком, МакШейна, которому идет королевская мантия, и Найи, которого никто не узнает в роли великанского двуглавого генерала.

Управление всем этим добром Сингер принял воистину ювелирное: любые межличностные отношения персонажей обрисованы просто, даже схематично: без драматических замесов, с честными акцентами именно на действии, а не на анализе героев. Никто не спрашивает, почему принцесса систематически убегает из дворца, потому что всем сразу понятно, что советник Родерик – козёл. Столь же честно и твердо проведена черта между добром и злом, между миром людей и миром великанов, между тем, что должно мешать главным героям, и тем, что им помогает. Всё, как в нормальной человеческой сказке: без душевных терзаний, с нужной порцией наивности и гарантированным счастливым концом.

Что до художественных качеств, тут «Джек – покоритель великанов» соответствует вложенным в него средствам. Тут точка.

«Джек – покоритель великанов» – настоящая находка для семейного похода в кино: здесь есть всё как для детей, так и для взрослых. К тому же, это первая экранизация сказки за последние несколько лет, которая не вызывает ни малейшего внутреннего сопротивления во время просмотра. Ненавязчивый фон, простая, как два пальца, история, симпатичные персонажи, добротная книжная основа, отличная графика, – картина твердо стоит на ногах, не покачиваясь от шквала плевков в сторону режиссуры, сценария и постановки. Такую гармонию можно сравнить разве что с магией: столкнуться с ней – из серии невероятного, а поверить – еще сложнее.

Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».

Надежда СЛАДНИКОВА, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 27097