Как закалялась сталь
Как закалялась сталь

Режиссер: Николай Лебедев
В ролях: Данила Козловский, Олег Меньшиков, Владимир Меньшов, Роман Мадянов, Светлана Иванова, Алехандра Грепи, Борис Щербаков и другие.

Красивых матчей будет сыграно немало,
И не забудем, не забудем мы, как встарь
В сраженьях золото и кубки добывала
Великолепная пятерка и вратарь

«В хоккей играют настоящие мужчины»

Валерий Борисович Харламов – человек непростой судьбы. В 13 лет – тяжелое заболевание с неутешительным диагнозом «порок сердца», с 14 – первые серьезные тренировки и первая путевка в большой хоккей. В 20 лет стал ключевым игроком ЦСКА, в 21 – заслуженный мастер спорта, в 24 – олимпийский чемпион, тогда же – лучший хоккеист СССР. До трагедии на Ленинградском шоссе в 1981 году Валерий Харламов обводил каждую атаку, с каждым годом забираясь всё выше и выше на хоккейный Олимп – впрочем, там, на самой вершине, он и остался, по сей день считаясь одним из лучших игроков за всё время существования хоккея с шайбой.

«Легенда №17» – художественный фильм Николая Лебедева об этой титанической личности: от поступления игрока в чебаркульскую «Звезду» до канадской суперсерии 1972 года, где сборная СССР во многом благодаря Харламову показала, что может играть на профессиональном уровне. И, пожалуй, это первый крупный проект «Фонда кино» и непосредственно студии «Три Тэ» (той самой, на которой создавалось великое кино о великой войне), за который не стыдно.

В первую очередь, конечно, потому, что история спортивной карьеры Харламова ровно ложится на формат «советского» блокбастера, и запоганить её такими обычными для Михалкова способами, как излишне пафосный тон и неуместное применение дорогой графики, было бы сложно. Приемы эти в картине, конечно, мелькают, но глаза и уши не режут, да и в спортивной драме более уместны, чем в военной: вспомните, какой накал страстей стоял недавно в финале Кубка Гагарина.

А здесь – не открытый спорт, здесь Советский Союз, где по просьбе генерального секретаря лучшим приказано «сушить» игру, где каждый день ведется чистка рядов, исключительно разведметодами вскрывающая людей, не вписывающихся в формальные представления о советском спорте. И здесь же, на взлете родного хоккея, ломаются новички, по-человечески желающие отдачи с первого дня тренировок и не понимающие, что путь к главной арене страны лежит через провинциальные клубы, через изнурительные тренировки, а для самых везучих уготовано последнее препятствие в виде жестокого, но справедливого тренера, который заставляет трудиться над собой каждую секунду и принимать на себя каждый удар. По многочисленным сценам, демонстрирующим особый подход Тарасова к тренировкам, где игроки буквально забивают друг друга шайбами до полусмерти, становится понятно, о чем пел Эдуард Хиль и откуда столько ярости в игроках на поле. Не только в кино, разумеется, – в современном спорте тоже.

Присутствие в картине женщин Харламова – матери и будущей жены Ирины, – чья жизнь прошла с хоккеем по касательной, в отличие от главного героя, – скорее, необходимость, чем желание затащить на показ прекрасную половину человечества. Опять же, отношения с мамой и девушкой, которые совсем не идеальны даже у такого «капитана америки», как Харламов, показывают его как сына и мужа, а это имеет свое значение в игре. «У тебя проблемы? Реши свои проблемы и тогда приходи», – орет Тарасов на замечтавшегося Валерия. И Валерий решает и приходит.

Собственно, всё кино можно охарактеризовать выражением «через тернии к звездам»: тут вам и сцены из испанского детства героя, где он спасает щенка от толпы быков, и закалка во второй лиге с мордобоем в раздевалках, и отчаянная беготня за важным Тарасовым, и соблазн уйти сразу в НХЛ за невероятные по тем (да и по этим) временам деньги, минуя тот огромный труд, к которому призывает тренер, и долгий период восстановления в клинике, где Харламову фактически заново собирали ногу, и противостояние бройлерам из канадской сборной, которые даже шлемы на поле не надевают, потому что соперники дышат им в пупки. Вся эта история ведет к формированию блестящей тройки Михайлов-Петров-Харламов, где последний умудрялся увиливать от всех защитников и либо забивать самому, либо точно пасовать товарищу. О какой при этом красоте игры идет речь, покажет заключительная сцена матча, где Харламов превращает хоккей в подобие танца тореадора перед свирепыми канадцами, у которых – богом клянусь – в отдельные моменты валит пар из ноздрей.

Отдельным абзацем, без лишних сантиментов хочется поблагодарить за яркую и точную игру исполнителей главных ролей Данила Козловского и Олега Меньшикова.

Считать «Легенду №17» сугубо биографической лентой нельзя хотя бы потому, что ряд реальных событий, включая автомобильную аварию, произошли с героем много позже суперсерии 72 года. Такие подвижки сгущают сценарий и склеивают одно с другим, не давая зрителю расслабиться: всё, как в настоящем блокбастере, где масштабы подрывных работ растут от сцены к сцене. Только здесь – кино о людях, которые фактически воспитали нынешний хоккей таким, каким мы его видим сейчас – сильным, быстрым и бескомпромиссным. И такое кино действительно хочется порекомендовать.

Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».

Надежда СЛАДНИКОВА, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 39858