Огни большого города
Сеансы
Великий Гэтсби драма, мелодрама. США, Австралия, 2013. Режиссер: Баз Лурман

Режиссер: Баз Лурман
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Тоби Магуайр, Кэри Маллиган, Джоэл Эдгертон, Айла Фишер, Амитабх Баччан и другие.

В 1927 году начинающий писатель Ник Каррауэй, из-под пера которого мир увидел решительным образом ничего, приезжает за вдохновением в строящийся Нью-Йорк, где снимает скромный домик на Лонг-Айленде. Удовлетворившись временными заработками на облигациях, Ник начинает гонять чаи со своей кузиной Дэйзи Бьюкенен, которая проживает с мужем Томом и их трехлетней дочерью в шикарном особняке на противоположной стороне бухты. Чем больше Ник уделяет времени чете Бьюкенен, тем больше посвящается в их семейные тайны. Дэйзи переживает сложный период из-за того, что Том погуливает с Миртл Уилсон, женой депрессивного автомеханика. Кроме того, когда святая простота Ника обрушивает на Дэйзи информацию о том, что он живет по соседству с загадочным мистером Гэтсби, обнаруживается, что эти двое знакомы.

Итак, Джей Гэтсби проживает в замке на Лонг-Айленде, который буквально нависает над лачугой Ника, и целыми днями либо руководит логистикой своего бизнеса, либо задумчиво стоит на пирсе, либо не менее задумчиво разглядывает лобстеров в нью-йоркском спикизи. По субботам в замке Гэтсби разворачиваются громкие вечеринки, куда прибывает вся золотая молодежь Америки, чтобы нахаляву выпить (что в то время было запрещено) и закусить. Как выясняется позже, единственной целью этих баснословных трат было привлечь внимание Дэйзи, некогда его возлюбленной. Однако все эти огоньки и джаз на королевском органе результата не приносят, поэтому Гэтсби решает открыть свою душу Нику в обмен на простую услугу. Соглашаясь организовать влюбленным встречу, герой не понимает, до какого дна доведет эта история всех ее участников.

Роман Фицджеральда «Великий Гэтсби» не то, чтобы очень про любовь, но она занимает там заметное место. При этом любовь несчастная и в какой-то степени жалкая. А по части экранизации костюмированного промискуитета самый что ни на есть мастер – Баз Лурман с его барочными «Мулен Руж» 12-летней давности и «Ромео и Джульеттой». Вдохновившись тяжелыми костюмами и обилием всякой мелкой фигни в кадре, Лурман, путешествуя по Транссибу с томиком Фрэнсиса Скотта, решил, что это определенно его история, несмотря на то, что «Гэтсби» был экранизирован до него четыре раза. И все эти экранизации – слишком давние для нашего времени, чтобы Америка образца двадцатых и современность соединились в одну безобразную эпоху, символом которой можно назвать человека, стремящегося к цели, которая ему не нужна (знай Лем, что за эрой космоса последует эра торговых центров, он бы переписал тот монолог, а может и вовсе бы сжег «Солярис»).

Если бы Лурман был специалистом в области психиатрии, а не в области разбитых сердец, его творение было бы целиком посвящено личности Джея Гэтсби, который вызывает неоднозначные оценки, достаточно противоречивые, чтобы книга Фицджеральда по сей день входила в списки величайших. Тут вам и неуемная фантазия о несметных богатствах его семейства, и нескрываемое разочарование сегодняшней жизнью, и клинический оттенок чувств к Дэйзи, и их бессмысленность, потому что девушка, относясь к безобидному в целом классу обеспеченных домохозяек, оказывается существом опасным. Лурман, в общем-то, снимал кино для них двоих, и ему чертовски повезло с ДиКаприо в том, что последний в книгу, в общем-то, влюблен с детства, и не показать метания и честность намерений своего героя ну никак не мог.

Не углубляясь в анализ сложных взаимоотношений героев, начиная со сцены в съемной квартире, где Миртл с Томом закатывают оргию с шампанским и потрошенными подушками, и заканчивая убийством Гэтсби (ни для кого ведь не секрет, правда?), можно отметить стопроцентное попадание в точку еще на стадии кастинга. Не считая ДиКаприо, который после серии «одного персонажа в трех разных фильмах» начинает доказывать свое звание писаной торбы, приятно удивляет его пара Кэри Маллиган, которая полностью охарактеризовала свою героиню словами о том, какой должна вырасти ее дочь. Еще у нее классно получается стоически молчать там, где молчание стирает в порошок чужие жизни.

Несмотря на все эти внешние прелести, Лурман целился не туда, куда метил Фицджеральд, да и киноформат позволяет проехаться по книге только поверхностно, не тормозя на поворотах. Опять же, так ли было необходимо расписывать в деталях то, что можно взять и прочитать? Уже круто, что старина Баз не убоялся собственных методов, не пожалел конфетти и бухла на сцены с вечеринками, не постеснялся пригласить на запись саундтрека рэпера Jay-Z, да еще много чего не постеснялся. После чего забрался на самую высокую точку большой стройки и наблюдал огромными желтыми глазами, как история снова и снова приходит к своему концу. И как бы ни хотелось его оттянуть, отвести глаз зрителя на что-то менее значимое, в «Великом Гэтсби» уже стоит точка. Только теперь – с бантиками.

Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».

Надежда СЛАДНИКОВА, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 37712