Не страшно
Не страшно

Режиссер: М. Найт Шьямалан
В ролях: Джейден Смит, Уилл Смит, Софи Оконедо, Зои Кравиц и другие.

На новый совместный релиз Шьямалана и Смита «После нашей эры» любители фантастики возлагали особые надежды. Интриговала сюжетная фабула, удачно запиканная в трейлере, степень проработки дикой природы Земли, на которой люди больше не живут, да и само имя Шьямалана интригует немало. Не потому, что он в свое время наснимал много интересного, а потому что все его проекты как правило получают в рейтингах 50/50 – то ли зритель не догоняет, что ему хотят сказать, то ли в картинах не до конца всё продумано. Впрочем, «После нашей эры» Шьямалан режиссировал только формально, поэтому проект можно считать целиком и полностью детищем Уилла Смита.

В далеком будущем жители Земли, превратившие свой дом в коллектор, свалили на планету Нова Прайм, где, как оказалось, были аборигены. Не желающие делиться территориями, местные жители вырастили и воспитали специальных животных – урс – для убийства людей. Урсы ориентировались на феромоны, которые человек выделяет, когда боится, поэтому поначалу было туго. А потом некий Сайфер поборол в себе страх и начал оказывать сопротивление урсам, чем позволил своему народу таки закрепиться на Нова Прайм и основать специальный корпус рейнджеров, где мальчики занимаются физкультурой и учатся не бояться.

Несколько лет спустя Сайфер, будучи генералом, постоянно находится в разъездах, пока на Нова Прайм его ждут жена и сын, которые видят отца от силы пару раз в год. Пытаясь стать достойным отца, Китай собирается в рейнджеры, но в корпус по итогам экзаменов его не принимают, отчего мальчик терпит подростковые психологические лишения. Но тут отец как раз возвращается из очередной поездки и обещает перейти на офисный труд, правда, нужно возглавить последнюю экспедицию. В надежде наладить с Китаем нормальные, не уставные отношения, Сайфер берет его с собой.

По пути космический корабль изрядно побивается астероидами, отчего приходится аварийно садиться на ближайшую планету, которой оказывается когда-то бывшая домом Земля. Вся команда гибнет, Сайфер ломает ногу, и единственный способ выжить – отправить Китая за сто километров пешком к оторванному хвосту корабля, где располагается аварийный маяк. Сложностей при этом целых три: неоконченная подготовка мальчика к таким марш-броскам, враждебная среда за пределами корабля и сбежавший урса, которого перевозили для тренировок.

«После нашей эры» одним названием обозначает содержание большей части картины, где герой Джейдена Китай, как Христофор Колумб, прокладывает путь через дикие земли, периодически сталкиваясь с опасностью. При этом он вынужден ускоренно тренировать свой мозг для встречи с урсой, потому что убежать или спрятаться от этого чудо-зверя не получится. Благодаря камерам, Китая «ведет» истекающий кровью отец, однако на полпути вайфай ломается, и мальчику приходится нести свою ношу самостоятельно. В этом одиночном противостоянии – возможность показать персонажа в развитии, хоть и ожидаемом с самого начала.

Глобально же картина воспевает идеал отношений отца и сына, где уместно и с пафосом отдать честь, и элементарно устроить публичные обнимашки. При всём при этом роль отца в подготовке к будущему возведена в абсолют: здесь пацан бегает по лесу и старается ровно дышать, тогда как в нашем времени всё ограничивается советом «посадить дерево, вырастить сына, построить дом». Теорию страха при этом толкают вполне убедительную: бояться или нет – это каждодневный выбор, но на ответственность за происходящее это никак не влияет. Словом, пофилософствовали в «После нашей эры» неслабо, при этом не облекая мысли в сложные формы. По крайней мере, где чудовище, а где молодчик – понятно с первого раза.

При этом стоит помнить, что исполнители главных ролей – реальные отец и сын, которые навскидку состоят примерно в тех же отношениях. Только теперь Джейден вынужден вытаскивать отца из неприятностей, напрягая свои ограниченные способности, тогда как семь лет назад в фильме «В погоне за счастьем» ситуация была прямо противоположной. Да и не фантастика это была вовсе, а суровый реализм. И не джунгли, а Сан-Франциско. И папа был не рейнджером, а начинающим биржевиком. Хотя на самом деле папа – один из самых высокооплачиваемых актеров современности, а сын начинает понимать, что надо соответствовать. Ну, вы поняли.

Впрочем, последнее никак не дискредитирует Джейдена: он и правда старается. Да и история писалась исключительно под него, так что изъяны в работе центрального актера отмыты и высушены. С остальным актерским составом, 90% которого – это Уилл Смит, а 10% – выполняют декоративную роль, всё понятно без слов.

Если как притча и как художественный вариант инсталляций научно-популярных каналов о будущем Земли картина «После нашей эры» вполне состоялась, то остальное можно рассматривать как дурацкий, но необходимый антураж. Все эти побеги с планеты Земля, массовая эвакуация, «поднимите меня, мне надо срочно откозырять», схематичная трагедия с сестрой Китая, мелькающая в головах героев на границе сна и реальности, – всё это мало чего стоит на фоне простой и изящной истории о путешествии мальчишки туда, где не каждый взрослый сможет выжить.

И, пожалуй, это путешествие – единственное, что достойно внимания.

Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».

Надежда СЛАДНИКОВА, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 33469