Поехали отсюда

Режиссер: Павел Пархоменко
В ролях: Ярослав Жалнин, Сергей Калашников, Сергей Лактюнькин, Анатолий Отраднов, Вадим Мичман, Даниил Воробьев, Михаил Филиппов, Владимир Стеклов, Инга Стрелкова-Оболдина, Евгений Ткачук и другие.

Космонавты тяжестей не знают,
Им легко и в холод и в жару.
Ножками по воздуху болтают,
Кушают из тюбиков икру.

Но если вдруг покажется кому-то,
Что им напрасна слава и почет,
Пусть себе представят на минуту,
Как они там ходят на толчок.

«Джин-Тоник» – «Куплеты о погоде»

Путь «Гагарина» на экраны чуть не оказался столь же долгим, как и путь человечества в космос. Съемки картины Павла Пархоменко начались почти четыре года назад, и наконец детище режиссера вышло на широкие экраны.

Итак, в центре истории с говорящим названием «Первый в космосе» – детство, отрочество и юность Юрия Гагарина. Но все же основное внимание создатели уделили карьерному росту Юрия Алексеевича: подготовкам к полету, борьбе за первенство в отряде будущих космонавтов и, наконец, самому путешествию вокруг Земли.

Весь фильм состоит из бесконечных флешбеков. Вот без пяти минут космонавт мысленно возвращается в родную глубинку, в родительскую избушку без удобств. А вот он вспоминает свои первые шаги за штурвалом самолета. В конце концов все эти воспоминания начинают утомлять, и сложно избавиться от ощущения, что половина этих эпизодов существуют лишь затем, чтобы выдержать задуманный режиссером хронометраж. С последним, кстати, тоже не все просто: «Первый в космосе» длится 108 минут, ровно столько же, сколько длился полет Юрия Гагарина в космос. Хорошо, что Гагарин в 1961 году вернулся на Землю не через три часа.

Сообщается, что «Гагарин» стал первым фильмом, на который дали согласие родственники первого космонавта. Прежде его родных и близких не удавалось уговорить не то, что на целый фильм, но и на банальное интервью. Возможно, этим и объясняется тот факт, что до сегодняшнего дня российский кинематограф не выпустил ни единого стоящего фильма об одном из величайших достижений советской науки. Увы, но даже одобрение причастных людей никак не говорит о качестве получившейся в итоге картины.

Стоит отметить, что фильм полностью соответствует своему названию. Гагарин. Точка. Все остальные космонавты (за исключением, может быть, Титова) присутствуют в кадре на правах массовки: им то нужно пройти мимо героя, то по плечу его хлопнуть, однако на содержании фильма это совершенно никак не отражается. С тем же успехом режиссер мог выпустить на съемочной площадке десяток котят: пользы от них было бы ровно столько же.

Толку от самого Гагарина тоже немного: все, что нам о нем становится известно из фильма, – это его желание стать космонавтом. Каких-то других деталей, которые показали бы нам глубину характера, здесь просто нет. Иными словами, родные первого космонавта хотели получить на выходе отретушированный портрет героя – они его получили. Да только при ретуши стерлось все, что помогло бы зрителю узнать хоть что-то большее, чем общеизвестные факты.

Для самого Павла Пархоменко, выступившего режиссером «Гагарина», этот фильм оказался почти дебютным: до этого он снял разве что криминальную драму «Танцуют все». В то же время Пархоменко более известен как художник-постановщик: в этом качестве он участвовал в десятках российских фильмов, включая убогую «Юленьку» и по-своему патриотичные «Жмурки».

В «Гагарине» патриотизм создателя наконец начал принимать правильные формы. С одним лишь замечанием: любви к родине здесь столько, что она начинает зашкаливать. И если бы коммунист Юрий Гагарин в полете вдруг начал бы размахивать руками, осеняя себя крестным знамением – это не выглядело бы чем-то из ряда вон выходящим. Проблема, как мне кажется, в том, что в «Гагарине» патриотизм – это продукт госзаказа. А когда любовь к Родине спонсирует сама Родина, – ничего качественного, как правило, не получается. Поэтому те, кто хочет добиться убедительного патриотизма, снимают в главной роли Безрукова.

Между прочим, стоит поблагодарить режиссера за то, что сумел обойтись без последнего. А то в последние лет десять сложно избавиться от ощущения, что весь российский кинематограф, простите за тавтологию, без Безрукова – как без рук. Но вернемся в космос.

Роль Гагарина в новом фильме исполнил молодой актер Ярослав Жалнин, прежде не примелькавшийся зрителям ни в одном фильме. Здесь он вроде как старается вжиться в роль главного героя, но как-то все неубедительно. Даже легендарное «Поехали!» – и то, кажется, должно звучать как-то иначе.

Возможно, это как раз тот самый случай, когда Безрукова в актерском составе действительно не достает. Впрочем, хреновый сценарий не вытянет и десяток безруковых.

Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».

Василий ЛЕБЕДЕВ, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 30743