Лучше, чем ничего

Режиссер: Зак Снайдер
В ролях: Генри Кавилл, Эми Адамс, Кевин Костнер, Дайан Лэйн, Лоренс Фишбёрн, Рассел Кроу и другие.

По глупости верховного совета и особенно его главного ученого ядро планеты Криптон разваливается на куски. Военачальник Зодд, понимая необходимость выживания цивилизации, поднимает бунт, защищая Кодекс – специальный черепок, который программирует искусственно выращиваемых наследников Криптона. Кто-то родится воином, кто-то – офис-менеджером; традиционным способом зачатия там никто давно не пользуется. Кроме главного ученого, который накануне бунта принял у жены роды и теперь, в преддверие катастрофы, вынужден отправить своего сына вместе с Кодексом за тридевять космических земель, пока Зодд всех не перерезал.

Погоревав на проводах, ученый натыкается на нож. Зодд и его шайка отправлены в длительную заморозку как политические преступники. Однако апокалипсис таки наступает, планета детонирует, и бандиты оказываются единственными выжившими представителями Криптонской цивилизации.

Кроме Кал-Эла, конечно. Теперь он живет на Земле с приемными родителями, которые с пониманием извлекли его из инопланетной капсулы и нарекли Кларком Кентом. Кларк растет в Смолвилле вместе с обычными детьми, ходит в школу, играет с собакой и иногда спасает своих товарищей от неминуемой гибели при таких бытовых обстоятельствах, как например упавший в реку автобус. Слухи о необычайном парне почему-то дальше Смолвилля не распространяются, что позволяет Кенту вырасти сильным, психически устойчивым и не узнанным.

На момент событий в фильме Кларк Кент перебивается случайными заработками, всячески избегая конфликтов, но иногда вмешиваясь господней дланью в техногенные аварии, спасая официанток и нефтяников. После каждого инцидента Кларк вынужден перебираться на новое место, потому что славы ему совсем не хочется. Такой вот скромный парень этот Кларк Кент. Правда, после спасения любопытной журналистки Лоис ему ваще никак не отвертеться: тетенька умеет рыть, а к Земле подобрался Зодд, который по всем утюгам планеты объявил, что ему должны выдать героя, иначе он повесит на ближайшем суку все живое.

Серия экранизаций комиксов о Супермене славна своим постоянством. После десятка крайне паршивых картин этого героя нужно было кинуть в шредер, а кусочки – сожрать, чтобы до него не добрались недотепы типа Сэма Рэйми. Однако несколько лет назад планы очередной экранизации возникли в голове Кристофера Нолана, который уже работал с материалами DC Comics, когда ставил лучшую трилогию о Бэтмене всех времен и народов. Такому персонажу наплевать, что Супермен недостаточно фотогеничен, и что трусы ему жмут, и что он – самый невостребованный в современном медиа. Нолан может всё. Это правда.

В соавторстве с Гойером («Темный рыцарь») и еще двумя ребятами, которые всю свою жизнь специализировались на экранизациях DC, Нолан пишет сценарий. До середины он, похоже, пишет самостоятельно, потому что получается складно, необычно и крайне атмосферно. А потом ребята из DC начинают чревовещать нашему автору, типа бросай свою философию, Кларку пора надеть обтягивающие штанишки и помпезно облететь земной шар. И снимать кошек с деревьев. И делать грустное лицо каждый раз, когда человечество демонстрирует свою неготовность к встрече с супергероями. И когда Лоис хочется целоваться.

До какого-то момента на «Человека из стали» любо-дорого посмотреть: мощный философский подтекст про свободу выбора, красивые съемки по местам скитаний героя, харизматичный Кевин Костнер в роли отца Кларка с книжкой мудрых советов на любой случай. Во всем этом есть стиль, есть Нолан и кое-где мелькает снайдеровская манера изъясняться максимально емко, не тратя время зрителей впустую.

Непоправимое начинается на борту космического крейсера, который жители Криптона упихали в глубокой древности в лед. Примерно отсюда Зака Снайдера подменяет его злой брат-близнец, продюсеры окончательно звереют, а Нолан впадает в летаргический сон, предпочитая не касаться содеянного шестиметровой палкой. С этой минуты законы физики, которым с удовольствием подчинялся Бэтмен, перестают работать, и черные дыры могут появляться от столкновения двух двигателей и засасывать только то, что требует сценарий. Этим милым мелочам вполне можно не удивляться в каком-нибудь «Стартреке», но, едрен батон, это кино снимали серьезные люди!

Которым и правда интересно снимать, обрабатывать и монтировать шесть масштабных потасовок подряд, в которых либо Кларка Кента бьют, либо Кларк Кент дырявит инфраструктуру. Которые и правда считают, что журналисты-лауреаты Пулитцеровской премии специально обучены падать с горящих самолетов и при этом не гадить на головы зевакам. Хотя это я наверное уже придираюсь, но еще они решили придерживаться мнения, что если Кларк, засветивший свою рожу на всю планету, наденет очки, его никто не узнает! (Пауза. Серия глубоких вдохов.) И что если они откажутся от употребления общепринятого погоняла «Супермен», то проект автоматически избавится от наследственных болезней и кармических долгов.

Что ни говори, «Человек из стали» окупился в первый же уик-энд: при бюджете в $225 млн это большая удача. Однако если листать содержание, люди заплатили в основном за бренд, который Нолан и Снайдер сколотили своими именами на афишках. Профессиональный недобор с их стороны – большая загадка, потому что ни в одной математике на свете плюс на плюс не дает минус. Видимо, на Криптоне своя математика. Можно поверить в то, что Супермен – отстой, и его не реанимирует уже никто, и не растрачивать зря надежды и деньги. А можно опустить всю эту историю со злым близнецом Снайдера и, закрыв глаза на очевидные треш и порево, недопустимые для такого проекта, всё-таки сходить в кино. Ведь, если быть совсем честным, это лучшее из снятого о Супермене, чуваки.

Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».

Надежда СЛАДНИКОВА, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 28801