Поймай маньяка, если сможешь
Мерзлая земля триллер. США, 2013. Режиссер: Скотт Уокер

Режиссер: Скотт Уокер
В ролях: Николас Кейдж, Джон Кьюсак, Фифти Сент, Ванесса Энн Хадженс, Кэтрин ЛаНаса, Рада Митчелл, Дин Норрис, Джоди Лин О’Кифи, Райан О’Нан, Кевин Данн

Аляска, 80-е годы. 17-летняя проститутка Синди Полсон чудом сумела вырваться из рук маньяка и заявилась в полицию с полным набором показаний: где, когда, куда и чем. Однако местные следователи не спешат бежать сломя голову домой к негодяю и заковывать его в наручники: улик, видите ли, недостаточно, и вообще закон им запрещает маньяков по домам арестовывать, особенно если у них есть алиби. На этом дело могло бы быть закрытым, если бы не одно но.

Вскоре охотники обнаруживают в лесах мертвое тело. Труп принадлежит юной девушке, пропавшей несколько месяцев назад. За дело берется детектив Джек Хэлкомб, который твердо намерен упаковать негодяя за решетку.

Имя вероятного злодея всем известно – это Роберт Хэнсон, отец двоих детей и примерный семьянин. Биография у него не очень, но в последние годы Хэнсон, кажется, ни в чем таком замечен не был.

Постепенно выясняется, что делом рук маньяка могло стать исчезновение еще десятка девушек в радиусе сотни миль. Дела начинают складываться в одну стопку, но пока только в голове детектива: начальство не одобряет рвения копа и не спешит выписывать ордер на арест. А маньяк тем временем успевает пристрелить еще одну девицу с собачкой и открывает охоту на сбежавшую проститутку.

«Мерзлая земля» стала для режиссера Скотта Уокера дебютом в полнометражном кино. Имея более чем скромный по сегодняшним меркам бюджет – всего-то 27 с хвостиком миллионов долларов, – Уокер умудрился зазвать на главные роли такой набор звезд, что посмотреть на них пойдут даже те, кто старается пропускать фильмы подобного жанра. Николас Кейдж в роли целеустремленного копа, Джон Кьюсак в роли безумного маньяка, Ванесса Энн Хадженс в роли малолетней проститутки и Фифти Сент в роли доброго сутенера – где еще увидишь такую подборку? На выходе получилась крепкая драма о судьбах падших женщин и бессмысленности американского правосудия.

Это не детектив: имя убийцы известно с самого начала. И не триллер в чистом виде: режиссер, в отличие от многих своих коллег, не смакует кадры с расчлененкой и даже не рискует лишний раз показывать мертвые тела. Эффект тлена и безысходности достигается за счет старых добрых приемов, когда зритель просто погружается в атмосферу фильма.

В нашем случае это поганая погода, снег с дождем, беспросветно затянутое тучами небо и безжизненные пейзажи Аляски. Это очень крупные планы, напоминающие документальную съемку. И эмоции, много эмоций – от мольбы жертв маньяка до слез выживших. Вдобавок Уокер приправил весь этот слоеный пирог несколькими зашифрованными «посланиями», разгадать которые не так-то просто. Взять того же лося, который случайно забрел в город и на которого широко раскрытыми глазами смотрит Синди.

Главный минус фильма в том, что он вышел не вовремя. Эффект от увиденного был бы, пожалуй, куда сильнее, если бы зритель выходил из кинотеатра не в июльский зной, а в ноябрьскую слякоть. Но и с тем, что есть в «Мерзлой земле», не все так гладко. Долгие дубли, отвратительные крупные планы, однообразие происходящего в кадре – это далеко не все промахи, которые при желании можно найти в фильме.

Взять, к примеру, саундтрек. Ладно, в особо драматичные моменты за кадром скрипит виолончель – это нормально, никто тут ничего особо мелодичного не ждет. Но когда на экране проплывают портреты жертв Хэнсона с комментариями «нашли труп – не нашли труп», все это сопровождается какой-то совершенно неуместной песенкой.

Сценарий «Мерзлой земли» тоже не без промахов. Жизненные драмы раскрыты отлично, а вот семейной жизни маньяка, помимо разговоров полицейских, посвящен только один эпизод с молитвой за столом. Жена маньяка – вообще существо непонятное и полумифическое: вроде она существует, но в происходящее никак не вмешивается.

Это далеко не лучший фильм, созданный на основе реальных событий, но и не худший. Это не тот случай, когда стоит идти на сеанс под руку с девушкой, и совершенно не идеальный вариант для любителей похрустеть попкорном. «Мерзлая земля» довольно тяжеловата для восприятия, но если вам по душе фильмы, которые заставляют нервничать и переживать – творение Скотта Уокера стоит посмотреть. По крайней мере праведное негодование в духе «этот извращенец еще и адвоката требует» вам гарантировано.

Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».

Василий ЛЕБЕДЕВ, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 37451