Критикуя – предлагай
Критикуя – предлагай

Режиссер: Нил Бломкамп
В ролях: Мэтт Дэймон, Джоди Фостер, Шарлто Копли, Алиси Брага, Диего Луна, Вагнер Моура, Уильям Фихтнер и другие.

Беспризорнику Максу не повезло родиться в мире, расколотом надвое: на перенаселенной, голодной и больной Земле живут в основном мексиканцы, а на специальной космической станции – процветающая и довольная собой элита старого мира. У последних есть специальные капсулы, где можно лечить кариес и лишай, поэтому земляне частенько предпринимают попытки вломиться на Элизиум, чтобы успеть затолкать в такую капсулу какого-нибудь больного ребенка, после чего всех пассажиров-нелегалов либо расстреливают, либо депортируют обратно в клетках. На Земле ситуация не лучше: народ мрет, но продолжает плодиться, работы практически нет, повсюду зверствуют робокопы.

История побега начинается, когда Макс получает производственную травму, жить после которой ему остается не больше пяти дней. Не желая тихо-мирно помирать, Макс отправляется к местному криминалитету, чтобы выпросить себе билет на Элизиум. В обмен на данную услугу его просят добыть данные из головы гражданина Элизиума, который у них на заводе трудится боссом. Потом Максу на всякий случай вживляют экзоскелет, снабжают тачкой и отправляют ловить этого гада.

По счастливой случайности, гад оказывается в сговоре с бессердечной тетенькой из министров Элизиума, которая затеяла государственный переворот с целью захвата власти. На момент, когда его корабль подстрелят, он везет в своей голове кучу секретных данных. Две перестрелки спустя эти данные в зашифрованном виде оказываются в голове Макса, после чего ему приходится начать торг за свою жизнь и с криминалитетом, и с бессердечной тетенькой, которая подсылает к нему наемника, конченого психа.

Еще у Макса вроде как есть баба, но рассказ о ней займет еще столько же.

Бломкамп, пророк назревающего апартеида, как гражданин ЮАР, безусловно, в курсе предлагаемой темы. Мало того: «Элизиум» – практически единоличный проект, призванный поддержать репутацию смышленого парня в Голливуде. И правда: достаточно агрессивное повествование, насыщенное огромным количеством больших пушек и злых мексиканцев, не дает повода отвлекаться на подсчет ворон. Понятен и авторский посыл: несправедливость социального неравенства, война за право жить в нормальных условиях, отчаяние безуспешных попыток продраться к так называемому раю, чтобы подлечиться и подышать нормальным воздухом.

Но что здесь на самом деле непонятно – это идея картины, по законам которой несчастные мексиканцы облачены в маску беспомощности и горестного существования, а богачи на орбите потягивают коктейли и отсвечивают вселенским злом. Что при этом мешает землянам элементарно прибраться в своих городах и перестать приводить в этот ужасный мир такое количество детей, обреченных на бедственную жизнь еще до рождения, – непонятно.

Яблоком раздора при этом выступает некая медицинская капсула: если бы такую замутили в каждом земном городе, нелегалы перестали бы рваться в Элизиум, подрывая их спокойный и размеренный быт у роскошных бассейнов. Собственно, вся история Макса заключается в том, что он совершает героическую попытку передела несправедливого распределения капсул между мирами. Что это в конечном итоге даст – никто не задумывается, не может же вся Земля улететь на Элизиум. Там тупо не хватит места, да и планета у людей вроде как есть, нужно только подмести и прекратить заглядывать в чужой огород. В конечном счете все беды упираются в родную и понятную лень.

Так круто разрекламированная социалка превращается в иллюстрацию непростой жизни дворника Ахмета и садовника Фернандо, которые вместо возделывания своих шести соточек занимаются на чужбине неквалифицированным трудом, чтобы прокормить четырнадцать детей. Конечный же посыл Бломкампа трудно угадывается: он то ли призывает менее активно размножаться, то ли обвиняет современную элиту в равнодушии к гражданам стран третьего мира. Может статься и так, что он просто снимает, как умеет, и не парится.

Так или иначе, решения проблемы «Элизиум» не предлагает, что превращает релиз в стандартный летний блокбастер. Чуть менее умный, насколько умными бывают блокбастеры вообще, и гораздо слабее предшествующего «Района №9», где и с нами, людьми, и с нашими порядками все было более-менее понятно. Не выпячивай Бломкамп свои искренние переживания за обделенных – глядишь, и отношение к премьере было бы попроще.

Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».

Надежда СЛАДНИКОВА, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 26619