Наука и жизнь
Наука и жизнь

Режиссер: Александр Велединский;
В ролях: Константин Хабенский, Елена Лядова, Александр Робак, Евгения Брик, Анна Уколова и другие.

Виктор Служкин – молодой биолог, который тем не менее вынужден работать не по специальности: от хронического отсутствия денег ученый устраивается работать в обычную провинциальную школу учителем географии. Предмет дается с трудом не только школьникам, но и самому преподавателю: Виктор ничего не смыслит ни в контурных картах, ни в глобусах. Впрочем, это меньшая из его проблем: детям по традиции на все наплевать, а сам учитель все больше утопает в алкоголе и трудностях личной жизни.

Мало помалу контакт с учениками налаживается, Виктор организует сплав по реке, но это не значит, что все проблемы решены: его пилит жена, им недоволен завуч, и на фоне всех этих жизненных неурядиц алкоголь начинает постепенно брать верх над географом. Так что название фильма – вовсе не звучная поговорка-метафора, а вполне точное соответствие сюжету.

Как сказано в описании «Географа», Служкин «просто живет». Так и есть: он неудачник, но оптимист; он не размазывает сопли, жалуясь всем подряд на судьбу-злодейку, а продолжает двигаться вперед по кривоватой дорожке, скучающим взглядом наблюдая за тем, куда она его выведет.

Режиссером ленты, снятой по одноименному роману Алексея Иванова, выступил Александр Велединский. Последний в недавнем прошлом успел написать сценарий к «Бригаде» и снять пару драм: «Живой» о ветеране чеченской войны и «Русское» о трудном подростке, загремевшем в психушку по собственной глупости. «Географ глобус пропил», в свою очередь, уже не столько драма, сколько трагикомедия, в которой хоть и все плохо, но все-таки находятся поводы для смеха.

В роли Служкина снялся Константин Хабенский, который не нуждается в особом представлении. Роль супруги исполнила Елена Лядова, которая умудрилась очень органично вписаться в образ классической жены-пилы.

Итог получился с одной стороны, слегка нудным и затянутым, но с другой – приятным разнообразием на фоне набивших оскомину «школьных драм». Первое же сравнение, которое приходит на ум, – это «Школа» и «Все умрут, а я останусь» от Валерии Гай Германики. Однако те фильмы полностью состояли лишь из чернухи и подростковой жестокости, что вряд ли можно считать образцом для подражания. В «Географе» же дети представляют собой декорацию, на фоне которой разворачиваются события; они не столь добры и отзывчивы, но все же не спешат топить одноклассников в унитазах, ограничиваясь разве что обоссанной тряпкой. Да и режиссерская точка зрения такова, что школьная жизнь в фильме не преподносится как образец так называемой реальности.

Впрочем, куда больше тоски вызывает изображение того, что находится за пределами этой самой школы. Здесь все – тлен и безысходность: панельные дома, бабушкины ковры, крепкое пьянство и русских шансон. Не замечает этого тлена разве что главный герой, который в перерывах на ссоры с женой читает сказки маленькой дочери.

Фильм Велединского – не эталон, но и не чушь. Да, это кино не для тех, кто привык наблюдать за бойцами кунг-фу, заедая кино ведром попкорна. И даже не для тех, кто с презрением относится к отечественному кинематографу как к явлению. «Географ» – это даже не артхаус в его привычном понимании, но и не сопливая драма о жизненных перипетиях тихого алкоголика.

Правда в том, что Велединский снял кино для тех, кому не надо все разжевывать. Здесь есть над чем подумать зрителю, попытаться расшифровать скрытые намеки и детали, окунуться если не в серую реальность, то как минимум – в ее довольно точную копию. И уж определенно в качественном отношении «Географ» получился лучше большинства современных российских фильмов: странноватый – в хорошем смысле – юмор, отточенные реплики и добротная картинка на выходе. И да, «Географ» – сложный фильм, но такие истории и не должны быть простыми.  

С другой стороны

У-у-у, биология

У-у-у, биология, у-у-у, биология,
У-у-у, биология, анатомия.
Изучи ее до конца.
У-у-у, биология, у-у-у, биология,
У-у-у, биология, анатомия,
И хотелось бы, да нельзя.

Группа ВиаГра

Говорят, фильм только вышел на экраны, а тиражи на Иванова и его «Географа» резко поползли вверх. А что так? Неужто зацепило? Да, точно: нынешнюю изнеженную, избалованную публику «Географ…» раскачал, выбил из привычного, такого комфортного и понятного мирка дом – работа – дом в категории страна – эпоха – бытие. Сама еще не читала, но в очередь на томик записалась. Я люблю по старинке, чтобы шуршало при перелистывании, мялось и тяжелило руку всей своей толщиной. Поэтому – только про кино.

Какого лешего Виктора Служкина, биолога по призванию, занесло в сибирскую глухомань, остается только гадать. Вроде как сократили или набедокурил каким-то образом – вариант можно придумать и самому, не суть важно. Факт один – вокруг героя самая обычная и всем россиянам до боли знакомая реальность. Где-то в Сибири. У него – обычная квартиренка без дизайнерских интерьеров и особой мебели. В школе, где Служкин подвязался учительствовать, дикие подростки, которым замученные непрухой или собственным пионерским сознанием учителя пытаются вбить в головы умное, доброе, вечное. Но оно там не застревает, поскольку конфликт очевиден: все продается и все покупаются. Даже любовь. Поэтому сопляки и соплячки со здоровой подростковой злостью бросают вызов новому географу, который по всеобщим общественным меркам существо недостойное, низшего порядка. И поглумиться над ними ну просто сам бог велел! Кстати, название фильма – их заслуга. Это дразнилка для муд*ка-географа. И то правда: безбожно пьет, ругается, курит, занимается сводничеством, впадет и в другие порицаемые обществом грехи, опять же в географии ну ни бельмеса не смыслит.

Хабенский в роли того самого географа, как и везде, Хабенский: слегка потрепанный мужичонка с зализанными волосами и намечающейся лысинкой, пьет везде и вся, дымит и сквернословит, дурит круче всей пацаней братии, в одном прав – не врет ни в одном кадре! Даже когда есть риск опрокинуть все гламуром и слюнявым желанием, чтобы «все было хорошо». Великолепен! Смею предположить, что это лучшая Костина роль, настолько яркую и многослойную палитру чувств, состояний, борьбы, побед и поражений переживает его герой. Служкина в его исполнении не любишь, но ему веришь, в него – веришь.

Так вот – про любовь. Ее там очень много. Но чтобы ее найти, нужно снять весь вот этот верхний слой шелухи, который прилип на сердце и мешает жить ею. В отчаянии жены Служкина в исполнении Елены Лядовой сконцентрирована вся бабья боль. Что в 90-е, что сейчас в эпоху безвременья выволакивает слабый пол свои семьи из нищеты и безденежья. И надорвался. И готова Нина кинуться куда угодно, лишь бы приласкал кто, поухаживал, одарил. Стервь, одно слово, такая несчастная, злая, маленькая стервь. Елена взводит свою героиню до такой ненависти, что, кажется, экран плавится от ядовитых слов, которые она хлестко кидает в лицо мужу, даже на ровном месте.

Чтобы вернуться к любви и вернуть ее, географу надо попробовать устроить личную жизнь жены и проиграть в карты своему 11 классу… поход. И пойти в него. И, естественно, напиться там до… да, да, до бессознательного состояния, чтобы овощем очнуться где-то на пустынном полустанке в тайге, где, о боже, нет Сети. И оказаться на острие девичьей влюбленности – в который раз! И устоять. Проиграть, чтобы выиграть.

Впрочем, сюжет пересказывать неинтересно. Это думать надо, если есть, чем: оголенным сердцем, не головой, содранной шкурой, растопыренными глазами, потому что работа оператора – выше всяких похвал. Сибирские пейзажи завораживают натуральностью своей красоты: ну, и что, что трубы и ржавые остовы когда-то прекрасных кораблей?! Зато есть осень, есть зима и весна в фильме и лето – со всей своей хандрой, белоснежной беззаботностью, ледяной оторопью и буйством зелени и солнца. Есть мокрая и непокорная река, есть глухая необитаемая тайга – ну совсем необитаемая! Есть вся муть и боль современности во всей ее горькой неприглядности и какой-то отчаянной беспросветности: вот те самые злые подростки, унылый быт, заброшенные города и заводы некогда великой страны. При этом фильм оставляет какое-то удивительное послевкусие радости, не поверите, уверенность, что все на самом деле будет хорошо, потому что мы – именно такие какие-то: все мы – служкины.

Режиссер фильма Александр Велединский из «юных» – всего третья полнометражка. Однако удачная! Мастерит деталями, четкостью поставленной задачи, остротой крайних состояний, загоняет героев в ловушку, испытывая на вшивость как физически, так и морально. Много сцен на грани фола, как в этическом плане, так и ... в детективном что ли: пару раз было очень страшно! Зал даже замер и перестал жрать попкорн. Так что ханжам, пуританам и прочим высоким натурам смотреть не рекомендую. Все в фильме – по правде, нет ни одной фальшивой ноты. Ни одной! Это само по себе нонсенс для современного российского кино, но это так, и – обезоруживает.

И, настаиваю, там много любви. Такой робкой, упрятанной за семь одежек и все без застежек, за показное разгильдяйство, цинизм и продажность. Там много красоты, застревающей в горле восторженным и безмолвным вдохом. Много вкусных деталей и смыслов. Это вот то самое, «советское» кино, которое все любят, когда за простым и незамысловатым изложением событий скрывается какая-то потрясающая по силе и простоте мысль, которую скорее чувствуешь, проживаешь, чем формулируешь.

Ну, в общем, «Географ глобус пропил». И ведь правда пропил, придурок!

Василий ЛЕБЕДЕВ, Ирина ЛЕСОВСКАЯ, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 37089