Корейский «старичок»
Корейский «старичок»

Режиссер: Спайк Ли
В ролях: Джош Бролин, Элизабет Олсен, Шарлто Копли, Сэмюэл Л. Джексон и другие.

Джо Дюссет, немолодой разведенный рекламщик, активно трудится над собственным саморазрушением: опаздывает с алиментами, бухает, лапает чужих женщин и предпочитает не прикасаться к воспитанию своей трехлетней дочери. После особенно отвратительного дня, когда Джо потерял клиента и остатки совести, он просыпается в запертой комнате. Дважды в день ему приносят китайские пельмени и бутылку водки и периодически усыпляют, чтобы Джо себе не навредил. Никаких требований не предъявляется, и на тюрьму это не похоже, поэтому Джо целыми днями слоняется по номеру и пытается угадать, куда он попал и по чьей воле.

Кроме четырех стен и Библии у Джо есть телек. Из него он узнает новости, например, что его жену изнасиловали и убили, и он – главный подозреваемый. Или что его дочь теперь живет в другой семье и готова простить отца, лишь бы тот объявился. Еще телек служит календарем, из которого Джо узнает, что его продержали в заточении двадцать лет. На момент освобождения Джо развит физически, не страдает алкоголизмом, полон ярости и энергии и лежит в чемодане на полянке. В карманах пиджака он находит пачку наличных и телефон, а в телефоне – мужика, который якобы и засадил его.

Для зрителя с довольно узким спектром восприимчивости корейский кинематограф находится на противоположном полюсе. Несмотря на то, что оригинальный «Олдбой», снятый 10 лет назад, шагнул в классику с гран-при Венецианского фестиваля, и на него по сей день пускает слюни зависти сам Тарантино, еще остались те, кто даже с пятой попытки не доковылял до просмотра. К таким, чего уж таить, отношусь и я. Конечно, пятиминутную сцену с молотком пережить нужно – настолько это неестественно красиво снято, – однако всё остальное мозг связывать отказывался, даже нехилая интрига не спасала.

Для таких вот дурачков и предназначен труд Спайка Ли, который сформулировал «Олдбоя» по-человечески, без пожирания осьминогов и гипноза. Если прежде корейцев старались переснимать просто ради узнаваемых лиц в кадре, здесь история подрезана и облагорожена в лучших голливудских традициях. «О Де Су» Дюссет теперь – основательный подонок, который за эти 20 лет мог бы и спасибо сказать. «Ми До» Мария – девушка с тяжелым подростковым прошлым, которое объясняет ее мотивы. Историю «злодея» тоже подчистили, в целом приподняв градус логичности происходящего. Да и действия поубавилось: от упомянутых пяти минут драки с молотком осталась в лучшем случае одна, осьминог на секундочку есть, но его никто не жрет; выдергивание зубов заменили на соль в открытых ранах, а некоторые сцены вообще убрали за ненадобностью.

Добавим к этому визуально различимых актеров, которые на удивление симпатичны, – и получаем продукт, который можно успешно продать тем, кто ни разу не добрался до потрясающей концовки, и тем, кто идёт сравнить Голливуд с независимым корейским кино. Последние, разумеется, вцепятся в глотку проклятым нахлебникам, которые компенсируют отсутствие фантазии деньгами, покупая состоявшиеся шедевры, чтобы заработать на их мировом прокате. Первые же будут еще несколько дней отравлены историей, потому что в жестокости и отвратительности ей нет равных (это правда). И, конечно, тут же столкнутся с более образованными собеседниками, которые укажут, что восторгаться тут нечем, Пак Чхан Ук – признанный гений, а у Спайка Ли до сих пор даже не было ни одного толкового проекта.

Поэтому было бы разумным рекомендовать не углубляться в административные детали, а сконцентрироваться на действии, которое 10 лет назад показало дорогу в ад любителям азиатского кино, а сейчас покажет эту дорогу всем остальным, пристально не интересующимся. Эффект невыносимой тошноты и головокружения от развязки Спайку Ли удалось сохранить, а значит, новая версия «Олдбоя» не только бесит поклонников старой, но популяризует принципиально верные взгляды создателей на месть, из которых следует, что дело дрянь, и лучше смотреть о ней кино, чем сталкиваться лично.

Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».

 
Надежда СЛАДНИКОВА, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 23375