Мастера виртуального секса

Режиссер: Спайк Джонс
В ролях: Хоакин Феникс, Эми Адамс, Руни Мара, Оливия Уайлд, Скарлетт Йоханссон, Линн А. Фридман, Лиза Рени Питтс, Гейб Гомез, Крис Прэтт, Артт Батлер.

Теодор – мужчина в самом расцвете сил, который подрабатывает, занимаясь сочинением сопливых писем по заказу других людей. В своей конторе Теодор считается безусловным талантом, однако личного счастья в его жизни нет уже почти год: не так давно он разошелся с женой, и с тех пор развлекается, занимаясь виртуальным сексом со случайными незнакомками.

Свободное время главный герой проводит, играя в странную игрушку, где непонятное существо пытается выбраться с далекой планеты. Но все меняется, когда Теодору на глаза попадается реклама новой операционки. В образах потерянных людей, бродящих то ли по пустыне, то ли просто по вакууму, автор чужих писем узнал самого себя. Вскоре монитор на его столе уже поблескивал оранжевой заставкой и ненавязчиво интересовался странными подробностями из жизни хозяина.

Система, разговаривающая в оригинале голосом Скарлетт Йоханссон, представилась Самантой. Вскоре Теодор и Саманта подружились, начали болтать на разные темы, гулять по романтическим местам и в итоге полюбили друг друга, несмотря на всю абсурдность такой ситуации. Оказывается, в мире недалекого будущего подобные выкрутасы в порядке вещей: чуть ли не все взрослые люди побросали своих реальных подруг и теперь вздыхают по своим смартфонам.

Спайк Джонс выступил в фильме «Она» режиссером, продюсером и сценаристом одновременно. Свое детище Джонс как следует нагрузил красивыми видами с крыш небоскребов и хайтековыми пейзажами, разбавив все это парой голых женщин (настоящих), долгими диалогами и здоровым циничным юмором. Впрочем, последнее проявляется разве что в эпизоде с грубияном-инопланетянином из компьютерной игрушки, которого озвучил сам режиссер.

Роль Теодора исполнил Хоакин Феникс. Актеру достался странный образ, который как будто перекочевал в будущее из 70-х: всклокоченные волосы, очки в винтажной оправе и усы. С задачей Феникс справился блестяще: ему одинаково хорошо удалось показать и беззаботное счастье, и недоумение, и печаль-тоску. Остальные актеры, попавшие в состав команды фильма, возможно, тоже были бы неплохи, если бы их персонажи не были настолько плоскими. Даже Оливия Уайлд, хоть и появляется в кадре на каких-то пять минут, не смогла вытянуть свою и без того незатейливую роль.

И все же есть у фильма одно достоинство, которого у него никак не отнять. Несмотря на довольно затянутый хронометраж (говорят, первая версия кино была еще на полчаса длиннее, пока не перемонтировали), на протяжении всех двух часов чувствуется особая атмосфера одинокого будущего, которую очень удачно подчеркнула музыка Arcade Fire.

Об уровне безумия все становится понятно уже с первых минут: пока Теодор говорит о себе в женском роде, диктуя письмо пенсионерки, – это еще ничего. Но когда дело доходит до первой виртуальной постельной сцены, понимаешь, что практически ничего не знал об извращениях. В целом действие в фильме вертится вокруг романа Теодора и его ладони наладонника.

Но ведь создатели могли пойти дальше – заставили бы, скажем, Саманту забеременеть, а главного героя – заразили бы компьютерным венерическим вирусом. Вероятно, что такое развитие сюжета смогло бы добавить «Ей» и зрелищности, и динамики. В том, что в итоге вышло на экран, есть своя изюминка, но до идеала фильму еще очень далеко. И если бы не смазанная концовка – возможно, плюсов у картины было бы больше.

Однако нельзя не отметить, что после просмотра зрителям будет о чем поспорить. Например, признать, что виртуальные отношения выводят на новый уровень не только качество отношений, но и грандиозность измен; или что электронная подружка – это лишь суррогат, никак не отменяющий одиночества обычного человека. Ну или, в конце концов, поговорить о том, что операционная система Теодора – коварная стерва.

 
Василий ЛЕБЕДЕВ, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 28241