Туда и обратно: путешествие для взрослых детей

Режиссер: Питер Джексон
В ролях: Мартин Фриман, Иэн МакКеллен, Ричард Армитедж, Кейт Бланшетт, Хьюго Уивинг, Кристофер Ли, Бенедикт Камбербэтч, Ли Пейс, Эванджелин Лилли, Люк Эванс, Орландо Блум и другие.

Мы читаем фэнтези, чтобы вернуть утраченные краски, ощутить вкус пряностей и услышать песню сирен. Есть нечто древнее и истинное в фэнтези, затрагивающее глубокие струны в наших душах. Фэнтези обращается к спрятанному глубоко в нас ребенку, который мечтает, что будет охотиться в лесах ночи, пировать у подножия гор, и найдет любовь, которая будет длиться вечно где-то к югу от Оз и северу от Шангри-Ла. У фэнтези есть их небеса. Когда я умру, то отправлюсь в Средиземье.

Джордж Р. Р. Мартин

«Что же мы наделали», – вздыхает Бильбо, когда Смауг улетает к Эсгароту. Сжигать город и пожирать его жителей он начинает немедля. Пока народ в панике пытается выжить, а Бургомистр спасает казну, Бард Лучник, обладатель единственного оружия против дракона, сидит в тюрьме. Это, конечно, ненадолго: с божьей помощью Барду удается выбраться из заточения и навалять Смаугу, который к тому времени разрушил и сжег весь Озерный городок. Так у подножия Одинокой горы оказывается куча беженцев, которые обосновываются в Дейле, заброшенном городке неподалеку. Тем временем вороны разносят некролог на Смауга, и к горе подтягивается армия эльфов во главе с Трандуилом, который собирается силой потребовать у Дубощита свою долю.

Дубощит тем временем наглухо забаррикадировался и чахнет на сокровищах, занимаясь поисками Аркенстона, который Бильбо догадался спрятать от греха подальше. Бард Лучник убеждает Трандуила, что сначала стоит провести переговоры, но когда Торин обоим отказывает, они решают воевать. Между тем из вояжа возвращается Гэндальф и сообщает, что на Эребор идет войско орков, чтобы захватить гору в качестве стратегического объекта. Эти армии, а также подоспевшая вовремя армия Даина, троюродного брата Торина, встречаются с рассветом, чтобы определить будущее Одинокой горы и её сокровищ.

Питер Джексон, на днях получивший именную звезду на Аллее славы, с выходом «Битвы пяти воинств» залил свое имя золотом рядом с именем Толкина. До Джексона было несколько попыток поставить «Хоббита», есть даже советский мультфильм и радиоспектакль, однако превратить 60-страничную сказку в трилогию общей продолжительностью 7,5 часов и стоимостью не менее полумиллиарда, додумался только он. Происхождение денег известно: «Властелин колец» собрал в прокате столько, что хватит еще на одну трилогию, был бы материал. А вот настоящее безумие Джексона можно определить только полным погружением в предмет на протяжении нескольких десятков лет. Ни один режиссер не углубляется в творчество одного писателя так настырно, дорабатывая материал по своему разумению, но всегда – уместно, ювелирно, с пониманием. В картинке и в качестве постановки видно, что творчество Толкина для Джексона – дело всей жизни, ну а то, что к нему прилагаются немалые гонорары и народная любовь, просто приятный бонус.

«Битва пяти воинств» – это какое-то Рождество. Конечно, мы подозревали, что первыми двумя частями просто разжигался интерес, но такой динамики и масштаба вообразить не представлялось возможным. Пекло начинается сразу после титров, когда без лишней болтовни Бард Лучник одним точным выстрелом уделывает Смауга из самодельного стреломета. Первая сцена задает темп остальному фильму, и этот маховик разгоняется с каждым новым эпизодом так, что под конец за действием невозможно угнаться, а плотность событий начинает превышать все разумные пределы. Зрелищ тоже хватает: Радагаст на зайцах, Даин на кабане, Трандуил на лосе, безумный Торин на горе золота, Бильбо Бэггинс на измене. Столкновение целой кучи орков, эльфов и гномов, победоносный марш-бросок Торина и отвага Барда – такой услады глаза не помнили даже во времена «Возвращения короля». Здесь есть даже явная любовная линия, полностью сконструированная Джексоном, но ничуть не мешающая основному действию, и даже наоборот, помогающая лучше понять некоторых персонажей. В масштабе картине точно не откажешь.

Следует заметить, что от заключительной части «Хоббита», как и от предыдущих фильмов, вы не получите никакого удовольствия, если выберете домашний просмотр: в «Битве пяти воинств» гораздо больше действия и меньше застольных песен, поэтому без большого экрана и мощного звука чуда не случится. Мало того, что события в фильме более-менее известны сознательному зрителю, так не стоит портить впечатление еще и некачественной копией.

Сами понимаете, никакой пиар «Хоббиту» не нужен: зритель сам нашел блестящий проект Джексона, и ему здорово повезло, что к наследию Толкина отнеслись с глубочайшим уважением. Фильм, конечно, получился недетский: с рейтингом 6+ можно поспорить, однако он, как и книга, обращается к ребенку внутри нас, приглашая отправиться в путешествие, в которое человек по эту сторону экрана никогда бы не смог отправиться.

Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».

 
Надежда СЛАДНИКОВА, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 62789