Птица счастья завтрашнего дня
Сеансы
Бёрдмэн драма, комедия. США, 2014. Режиссер: Алехандро Гонсалес Иньярриту

Режиссер: Алехандро Гонсалес Иньярриту
В ролях: Майкл Китон, Зак Галифианакис, Эдвард Нортон, Андреа Райзборо, Эми Райан, Эмма Стоун, Наоми Уоттс и другие.

Все больше стареющий актер Ригган Томсон выступает режиссером, сценаристом и исполнителем главной роли в спектакле по рассказу Раймонда Карвера «О чем мы говорим, когда говорим о любви» в одном из бродвейских театров. Во время репетиции исполнителя второй мужской роли зашибает софитом, и команда срочно ищет замену. За неимением лучших вариантов, Риггану приходится нанять вздорного и неудобного Майка Шайнера, за которого, тем не менее, публика готова платить любые деньги. Премьера всё ближе, прогоны срываются один за другим, и Риггану приходится каждый день проходить через персональный ад и выкладывать на карту последние штаны, лишь бы спектакль не только состоялся, но и получил от критиков высший балл.

Ситуация отягощается вмешательством в производственный процесс личных демонов Риггана, его натянутыми отношениями со всеми актерами, продюсером, дочерью-наркоманкой и бывшей женой, а также систематическими беседами с Бёрдмэном – ролью, которая когда-то вознесла Риггана в голливудские выси, тем самым установив непреодолимый потолок, о который всё это время разбивалась его карьера.

Остроумная и злая комедия «Бёрдмэн» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, издевательски улыбаясь, тычет пальцем в зажравшуюся киноиндустрию, попутно прихватывая и театр, и околосъемочную тусовку, и зрителя, который своим рублем буквально творит чудеса. За каких-то два часа можно прикоснуться к закулисью, чьи гримерки несколько десятилетий не знали ремонта, а актеры вынуждены решать личные проблемы за секунду до выхода, – и познать весь абсурд обрисованной ситуации.

Эта ситуация делает, кажется, вполне правдоподобный срез современного положения человека в искусстве, который не связан контрактом, задобрен продюсером, не стеснен в творческих методах и вполне еще может выдать что-то настоящее, не в пример «людям в супергеройских плащах», среди которых есть хорошие актеры, но покамест существующие только в пределах одной дорогостоящей роли. Ригган через свою дорогостоящую роль прошел, как и сам Майкл Китон – через плохо скрываемого собрата Бёрдмэна, поэтому в курсе, что сейчас означают деньги, слава и еще раз деньги, пока студии готовы выписывать чеки, а здоровье позволяет их активно обналичивать. Собственно, страдает он только по той очевидной причине, что ему за шестьдесят, а кроме долбанного Бёрдмэна ему ничего не перепало, и вряд ли перепадет, если он не поставит шедевр, а шедевр он не поставит, если не перезаложит дом, не утихомирит буйного Шайнера, не подмажется к злобному критику и не прогуляется по Бродвею в трусах. Постановка Карвера напоминает стремительно разрушающийся карточный домик, и вся работа Риггана – не дать ему рассыпаться, пока его фундамент пинают все, кому не лень.

При этом история не заброшена в исключительно бытовой контекст: короткие диалоги и дежурное хождение туда-сюда по Бродвею разбавляет магия – личный уютный мир больших возможностей Риггана, летающего над Нью-Йорком не хуже, чем Супермен с афиши, и значительный шаг вперед для Китона, актера в прошлом незаметного и вполне заменимого хотя бы Клуни, о котором Ригган отзывается с завистью. Вообще, «Бёрдмэн» обставлен так, будто главная роль писалась специально под Майкла Китона, либо, как минимум, сделано всё для того, чтобы зритель думал именно так. Это впечатление заставляет не только принимать картину чуть ближе к сердцу, так как она обретает черты характера конкретного человека, но и выдать актеру вслед за «Золотым глобусом» и награду Американской киноакадемии, где любят такие фокусы.

«Бёрдмэн» порадует в первую очередь любителей театра – не только за счет тематики, но и благодаря Эммануэлю Любецки, который построил планы таким образом, чтобы они сменяли друг друга, как декорации на сцене. Для остальных этот фильм – возможность поприсутствовать за кулисами любой постановки: показанный бардак имеет место и в провинциальных театрах, и на больших сценах. А особо искушенные зрители отметят работу Иньярриту, который не брался за широкий метр пять лет и за это время значительно поработал над своим диапазоном, и актерского состава, почти полностью отмеченного номинациями. Про главного же номинанта остается только сказать: «Ай да Китон, ай да сукин сын».

Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».

Надежда СЛАДНИКОВА, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 19275