А было ли ограбление?
А было ли ограбление?

Режиссер: Сарик Андреасян
В ролях: Хайден Кристенсен, Эдриан Броуди, Джордана Брюстер, Эйкон, Тори Киттлз и другие.

Неудержимый режиссер, сценарист и продюсер Сарик Андреасян после десятка отснятых российских комедий («Беременный», «Мамы», «Что творят мужчины!») и слов «гангстерское кино умерло» решил покорить Америку и взялся за криминальный боевик «Ограбление по-американски». На «возрождение» жанра было положено десять миллионов долларов, обладатель «Оскара», приглашенная съемочная команда из Голливуда и даже рэп-исполнитель. Премьера киноленты состоялась на фестивале в Торонто, и было объявлено, что некоторые иностранные прокатчики даже приобрели фильм для показа, но только наши зрители получат эксклюзивную возможность увидеть кино раньше зарубежных зрителей. Наверняка, любители кучи взрывов, отчаянных погонь и зубодробительной стрельбы после просмотра трейлера уже готовы ринуться в кинотеатры.

С первых минут фильма мы видим красивые виды Нового Орлеана с высоты птичьего полета, слушаем Эйкона и постепенно погружаемся в атмосферу настоящей… мелодрамы. По сюжету, главный герой Джеймс (Хайден Кристенсен) работает в автомастерской, попутно пытаясь взять кредит в банке для открытия собственного дела. Таким образом герой собирается претворить в жизнь ту самую «американскую мечту». Но неожиданно из тюрьмы выходит его старший брат Фрэнки (Эдриан Броуди), у которого ситуация не лучше, но знакомые из прошлого всегда помогут с прибыльным дельцем. Поэтому, так ничему и не научившись, братец берется за старое. Но без дорого члена семьи он теперь никуда, да и Джимми вроде как в машинах разбирается. Короче говоря, новая жизнь подождет, тем более, Рэй (Тори Киттлз), главарь местной бандитской группировки, очень хочет видеть Джеймса в своих рядах – готовится большое ограбление.

Подобная начальная зарисовка сюжета выглядит вполне обычной завязкой динамичного боевика, но, к разочарованию многих, подобие триллера здесь будет происходит только последние двадцать минут. Все остальное время – сменяющиеся жалобы главных действующих лиц на жизнь, страну, тюрьму и самих себя. Конечно, вполне можно допустить, что фильм задумывался как криминальная драма об отношениях двух братьев, которым просто «не повезло», но выходит совсем наоборот – на везение пенять стоит тем, кто перевоплощался в этих персонажей. Возможно, что в этом и кроется секрет грустного вида Броуди на премьерных показах.

Чтобы понять, почему цельного фильма не получилось, достаточно вспомнить пару характерных моментов из него. В начале киноленты есть небольшая сцена, в которой герой Кристенсена ни с того, ни с сего начинает играть на фортепиано грустную мелодию. Действо длится не больше десяти секунд, а затем больше никогда не упоминается и не объясняется. Другой пример – появление одной и той же печальной музыки в моментах, когда начинается очередной диалог с нытьем героев о жизни. То есть, кино настолько клишировано, что творение Андреасяна представляет собой практически несвязанный набор сцен, подобие которых мы видели уже сотни раз в других фильмах. Здесь Джимми приходит в банк, где ему внезапно отказывают в кредите, а вот он под дождем чинит машину вместе со своей девушкой Эмили, а теперь они уже вдвоем лежат в ванной, а тут американец встречается с главарем банды, который избивает Фрэнки, чтобы заставить младшего брата поменять свое решение насчет налета. К этому стоит прибавить нелогичное и пафосное объяснение смысла всей великой аферы Рэя – в банках все деньги, они управляют жизнями, люди от этого страдают, следовательно, банки – корень мирового зла.

И ладно бы вся постановочная чепуха была единственной проблемой «Ограбления», но в фильме можно заметить и конкретные недоработки вроде бесследно пропадающих слез или откровенно мелькающего пластмассового носа в моменте с ударом в лицо. После этого бегущий в полном одиночестве грабитель по центральной улице города, и последующий расстрел полицейского вертолета с помощью обычной винтовки, уже не выглядит таким странным. Так же, как и отсутствие видимого объяснения того, почему банде так нужен был Джеймс. Водительского мастерства он так и не проявляет, кроме недолгой гонки с копами, из которой механик вышел победителем, просто спрятавшись за угол – американские полицейские по сторонам смотреть совершенно не обучены. А чинить герой способен лишь собственную психику – не зря же он отказывался от аферы целых три раза.

Что касается актерской игры, то стоит упомянуть тот факт, что Джордана Брюстер в качестве причины участия в проекте рассказывала, что просто всегда хотела сыграть вместе с Хайденом Кристенсеном. Брат которого, кстати, является одним из продюсеров фильма наряду с самим Хайденом, Эйконом и Броуди. Последний, к слову, старается больше всех: истерики, рыдания и даже горькая ироничность, но сам персонаж недостаточно прописан, отсюда – явное переигрывание. А что сделаешь, если главной мотивацией героя к совершению преступления можно назвать страх тюрьмы, а значит и возвращения к той самой анекдотичной ситуации с упавшим мылом и кучей чернокожих заключенных рядом.

Если говорить серьезно и абсолютно абстрагируясь от режиссера и актеров, то фильм не является «трэшем» как таковым, совсем нет, он входит в плеяду кинолент, которые выходят в США только на DVD или в Интернете. «Ограбление по-американски» явно не соответствует резонансу, поднимаемыми нашими СМИ и господами Андреасянами. Красивая картинка, известные актеры и популярный жанр – это далеко не формула успеха, подобного рода фильмов в кинематографе хватает с лихвой. Правда, как бы не рассказывали создатели о проработке дизайна масок для ограбления, реальных преступлениях, лежащих в основе сюжета, цитировании «Схватки» или трогательной истории о двух братьях, – мерилом успеха фильма, вспоминая слова того же Сарика Андреасяна в одном интервью, являются заработанные миллионы. То есть, если абсолютно ужасающий по качеству фильм принесет прибыль, то он уже заведомо хороший. Так что судить о киноленте мы сможем только после результатов проката. Свою аудиторию «Ограбление» все равно найдет – достаточно посмотреть на сборы предыдущих лент армянского режиссера.

Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».

Дмитрий ПОЛЯКОВ, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 20701