Тоскливый «Левиафан»

Режиссер: Андрей Звягинцев
В ролях: Алексей Серебряков, Елена Лядова, Владимир Вдовиченков, Роман Мадянов, Анна Уколова, Алексей Розин, Сергей Походаев и другие.

Ажиотажа вокруг фильма Андрея Звягинцева «Левиафан» было более чем предостаточно. Западные критики с ходу номинировали ленту на самые престижные премии. «Левиафан» уже обладатель золотой пальмовой ветви Каннского фестиваля за лучший сценарий, «Золотого глобуса» как «Лучший фильм на иностранном языке». Имеется даже номинация на Оскар. Впрочем, отечественные кинокритики также не оставили без внимания – на «Золотого орла» «Левиафан» претендовал аж в 10 номинациях, в итоге получив четыре приза.

Размеренной жизни автомеханика Николая и его семьи в домике на берегу бесконечно красивой реки, впадающей в Баренцево море, приходит конец. Вадиму Сергеевичу, мэру городка – как и положено, наглому и амбициозному, но при этом религиозному – необходим участок земли, на котором стоит родовое гнездо Николая.

Горемычный Коля надеется, по крайней мере, добиться достойной денежной компенсации своей потери. Помочь ему пытается старый армейский товарищ, а ныне крутой столичный адвокат Дмитрий. Он уверенно обещает взять мэра за «фаберже» – для этого у него даже заготовлена специальная папочка с компроматом. Николай ему верит, как брату, и даже угрюмый сын-подросток Коли Рома симпатизирует столичному гостю. А супруга Николая Лиля и вовсе очарована Дмитрием настолько, что прыгает при первом удобном случае к нему в постель. Все счастливы, точка.

Впрочем, как выясняется, на танк все же с ножом или даже шашкой не попрешь. Мэр, хотя и испугался поначалу компромата, после бесед с архиереем обрел душевное равновесие. Духовный пастырь вдохновляет градоначальника на подвиги, увы, все больше с криминальным уклоном, раз за разом повторяя спорное заветное: «Всякая власть от бога». И Вадим Сергеевич крепко держится за свою власть: разгоряченный речами владыки и спиртными напитками, он едет к Николаю. Едва держась на ногах, чиновник, тем не менее, находит нужные слова. Он называет Колю и его окружение насекомыми, тонущими в дерьме. «У тебя никаких прав не было, нет и не будет!» – вопит он вслед скрывающемуся в доме Николаю.

Так оно, в общем-то, и выходит. Все попытки Дмитрия воззвать к закону и защитить Николая тщетны. Дело проиграно в суде, которым рулит вездесущий градоначальник. В конце концов, и самого Дмитрия, как бы он ни хорохорился, берут за те самые «фаберже», вынуждая срочно ретироваться в Москву.

Столкновение маленького человека и власть имущих – вечная, избитая и весьма благодарная тема. Примеров сколько угодно – от библейских сюжетов и чеховских страдальцев до современных, в том числе и российских, реалий. Человечек в «Левиафане» беспомощен абсолютно: и перед унылой государственной машиной, и перед своими собственными слабостями.

Практически все критики отмечают потрясающую операторскую работу Михаила Кричмана. Но, несмотря на все ухищрения, только природа в «Левиафане» по-настоящему красива и сильна. Она завораживает своей мощью, и на ее фоне особенно убого выглядят люди. Трагедии не возвышают, не подстегивают героев к тому, чтобы что-то изменить, а лишь побуждают с еще большим энтузиазмом глушить водку. Власть продажна и криминальна, церковь лжива. Друзья предают, жены изменяют, да и дети особо не радуют. Со всем этим в той или иной мере мы сталкиваемся каждый день. Но вот чего не хватает в «Левиафане», так это надежды. Тонкого лучика солнца сквозь свинцовые северные тучи. Неизвестно, за что так не любит Андрей Звягинцев своих персонажей и отказывает им даже в самой малой попытке сопротивляться системе.

Западному зрителю наверняка импонирует «Левиафан», поскольку современная Россия предстает здесь, как почти во всех иностранных СМИ – водка, медведи в ушанках и с балалайками, полный упадок и деградация.

Наш же зритель, как и Лиля, посмотрит тоскливо и недоуменно. Как с утра в понедельник в зеркало после приличной пьянки. Надо бы собраться с силами, да режиссер просвета не оставил. А может наоборот, спрыгнуть бы со скалы в левиафанову пасть, жаль, море в наши края не провели…

Юлия ШПИЛЕВАЯ, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 45675