Молотки и гвозди
Фокус драма, криминал, комедия, мелодрама. США, 2015. Режиссер: Гленн Фикарра, Джон Рекуа

Режиссеры: Гленн Фикарра, Джон Рекуа
В ролях: Уилл Смит, Марго Робби, Адриан Мартинес, Джералд МакРэйни, Родриго Санторо и другие.

Профессиональный мошенник Никки знакомится в баре с симпатичной девушкой Джесс, которая, как выясняется впоследствии, крутит бедрами только ради примитивного отъема денег. Никки сразу вычисляет схему и элегантно избавляется от проходимцев, однако девушка не успокаивается и напрашивается в ученики. Парой уроков с виртуозным перетягиванием кошельков, колец и часов дело не ограничивается: спустя время Джесс вливается в команду Никки на Суперкубке в Новом Орлеане, где разгоряченные толпы болельщиков сами просятся в жертвы карманников. Команда берет количеством: несколько десятков щипачей, подставных, принимающих и других ремесленников всех сортов на мелочевке поднимают больше двух миллионов долларов за несколько дней работы. Затем Никки распускает персонал по домам, обещая выслать каждому его долю, и отправляется с наличкой на финал игры, где и начинается всё самое интересное.

Режиссерский дуэт Фикарра-Рекуа после романтического и многоликого «Эта дурацкая любовь» показывает ожидаемый карьерный рост: авантюрная мелодрама «Фокус» медленно, но верно набирает обороты в прокате и показывает хороший уровень для фильма подобного жанра. Последнее особенно приятно, поскольку картины про ограбления представлены в огромных количествах, но внимания заслуживают лишь те, которым удалось выйти за рамки жанровых условностей.

Вот и «Фокус» начинается перечислением всех возможных клише: простенькая завязка, игра в угадайку, простенькие уловки, закономерный переход к масштабному действию, где центральные лица демонстрируют свое мастерство и всё такие прочее. Но в итоге фильм получает совершенно неожиданное и непростое продолжение, где на первый план выводятся действительно крупные ставки и настоящая любовь, которая станет большой проблемой для героев, поскольку они не могут доверять друг другу настолько, чтобы раскрыться при первой же возможности. «Если врешь, то ври до конца», – не устает повторять герой Уилла Смита, недвусмысленно намекая на то, что обычно случается с загнанным в угол аферистом, если его мозг не работает хотя бы на пару ходов вперед. При этом присказка о молотках и гвоздях перестает быть такой уж образной.

Фильм постоянно балансирует между криминальными зарисовками разной степени тяжести и романтическими отступлениями, которые в итоге окажутся равноправными в борьбе за жанровое определение. Хотя в сценарии делается жирный акцент на изящном преступлении, единственной целью, а не ожидаемым следствием, является любовь, казалось бы, практически невозможная между двумя обманщиками. При этом всё развивается в достаточно легком ключе, чтобы не делать картину такой уж слезливой драмой, какой она может показаться по трейлеру. Но ставки, безусловно, высоки – как и статус Никки в криминальном мире.

Захватывающий сюжет и жанровый баланс – не единственные достоинства «Фокуса». Фильм может похвастаться отличным кастом: жена «Волка с Уолл-стрит» Марго Робби в нужной степени красива и невинна, звезда Уилл Смит успешно возвращается к нормальной драме времен хита «Семь жизней», а грозный Родриго Санторо удачно разыгрывает важного миллиардера, которого пытаются обработать со всех сторон сразу. Еще один плюс – хороший саундтрек, но с некоторых пор так повелось, что без приличного музыкального сопровождения любая картина потеряет в весе.

«Фокус» придется по вкусу тем, кто в свое время разочаровался в «Иллюзии обмана» и тосковал по авантюрам уровня трилогии Оушена, при этом ожидает не рядовую отписку, а толковую игру, которая будет запутывать до последнего. И если уж в какой-то момент вам покажется, что всё с ними понятно, приготовьтесь к тому, как цинично создатели «Фокуса» побьют ваши домыслы и вдавят в кресло очередным крутым сюжетным виражом.

Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».

 
Надежда СЛАДНИКОВА, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 24115