Робототехника без законов
Робототехника без законов

Режиссер: Нил Бломкамп
В ролях: Шарлто Копли, Дев Патель, Ниндзя, Йоланди Фиссер, Хью Джекман, Сигурни Уивер и другие.

В недалеком будущем, а может уже сегодня, гангстеры Йоханнесбурга настолько достанут правоохранительные органы, что те решат поработать с компанией Tetravaal, которая создает и поставляет роботов. В компании под управлением директора Брэдли (Уивер) тихую войну ведут два разработчика: Дион (Патель) с успешным проектом «Скаут», который уже поставил полиции сотни сотрудников, и менее везучий Винсент (Джекман) с проектом «Лось», который не может продать даже первый экземпляр. Винсент предпринимает попытки саботировать проект Диона, но случай всё не предоставлялся, пока Дион не выкрал подлежащего утилизации скаута для домашних экспериментов с искусственным интеллектом.

До дома разработчик не доехал: по пути его перехватили налетчики, которые планируют перепрограммировать робота и заставить его работать на братву. Тут изобретение Диона приходится кстати: обновленный скаут думает, что он живое существо, поддается обучению и быстро перенимает гангстерские повадки. Робота нарекают Чаппи, суют в руки пистолет и всеми правдами и неправдами пытаются вовлечь его в грабежи и разборки как можно быстрее, не учитывая того факта, что сознание Чаппи соответствует сознанию трехлетнего ребенка.

«Робот по имени Чаппи» – третья полнометражная работа южноафриканца Нила Бломкампа, по традиции, выросшая из короткометражки «Tetra Vaal» 2004 года выпуска. Около десяти лет идея дорастала до полного метра, пока режиссер зарабатывал имя и продюсерскую лояльность на фильмах «Район №9» и «Элизиум». При этом Бломкамп не берется за сторонние проекты и кирпичик за кирпичиком выстраивает собственную альтернативную южноафриканскую реальность в жанре социальной фантастики, и эти старания заметно выделяют его на фоне молодняка. Правда, это не означает, что он чертов гений, потому что красивые идеи, подобные той, что развивается в «Чаппи», требуют большего внимания, чем Бломкамп им уделяет.

Честно говоря, «Чаппи» из тех фильмов, которые хочется смотреть, не отвлекаясь на очевидные промахи. Искусственный интеллект требует огромные вычислительные мощности, которые никак не могли поместиться в полуразрушенное туловище робота. Крупные компании заботятся о своей внутренней безопасности гораздо тщательнее. Хью Джекман – не воплощение абсолютного зла. Большая, и единственная, беда фильма в том, что любая фантастика хороша ровно настолько, насколько соответствует реальному миру: чем описываемый мир ближе к теоретическим изысканиям, тем он лучше. «Чаппи» от объективной реальности так же далек, как планета Земля от зонда «Вояджер-1», в 2012 году покинувшего пределы Солнечной системы. В общем, с теорией у Бломкампа плохо, и этот недочет, к сожалению, передается от проекта к проекту.

Зато всё хорошо с эмоциональным слоем картины. Зритель, который не будет спотыкаться о недоработки сценария, прольет по ходу пьесы немало слёз и порвет немало мимиметров, наблюдая, как Чаппи, по поведению напоминающий щенка и ребенка одновременно, тянется к маме, гладит собаку, вздрагивает от выстрелов, прижимает свои кроличьи уши. За непосредственность и чистоту Чаппи полюбит даже распоследний злодей, если на секунду притормозит и посмотрит в его полные счастья светодиоды. На деле героя все хотят убить, потому что он угроза нацбезопасности, паршивая овца и глупая железка. То, что вы обрыдаетесь, можно гарантировать, поскольку жалость к такому существу не требует усилий, особенно когда Бломкамп так с ним обходится.

У «Робота по имени Чаппи» есть еще одно сомнительное превосходство – наличие в кадре музыкантов Die Antwoord Йоланди и Ниндзя, известных в России довольно ограниченному кругу лиц. Супруги подарили фильму не только своих сценических персонажей, снабженных гангста-легендой, но и свои художественные таланты, несколько песен и особый ритм, который картина получила исключительно благодаря их чуткому участию. Их стиль вряд ли будет массово оценен в России, однако он прекрасно вписывается в мир Чаппи и настраивает открытого зрителя на лучшие времена, в котором творчество побеждает насилие, а роботы с человеческим сознанием живут в безопасности.

Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».

 
Надежда СЛАДНИКОВА, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 28723