Несломленная женщина

Режиссер: Сергей Мокрицкий
В ролях: Юлия Пересильд, Евгений Цыганов, Джоан Блэкэм, Никита Тарасов, Вилен Бабичев, Илья Прокопив, Сергей Анашкин и другие.

Фильмами о Великой Отечественной войне нашего зрителя не удивишь – каждый год киношники выпускают очередную картину о фронтовых подвигах и трагедиях. Правда, после этого обычно следуют скандалы и разоблачительные материалы, дескать «это все неправда и позорит нашу историю». Но, видимо, наконец-то подобная участь «Битва за Севастополь» не грозит. Почему? Ответ прост: душевное советское кино о войне вернулось на экраны кинотеатров.

Несмотря на провокационное название, никакой политической подоплеки в ленте Сергея Мокрицкого нет и в помине. Кинолента действительно является совместным проектом России и Украины в полном смысле этого слова. Наверное, впервые за долгое время нам покажут настолько примиряющее и пацифистское кино, что в это сложно поверить. Особенно учитывая то, что в «Битве» присутствуют как американцы, так и русские с украинцами. Кстати, последние совершенно точно угадали с названием – для своего проката украинская сторона избрала вариант «Несломленная».

Главная героиня Людмила Павличенко – студентка одного из киевских вузов, которой прямо с дипломной практики суждено отправиться на фронт. Тогда она и не думала, что уничтожит 309 фашистских захватчиков, станет военным символом и будет выступать с речью в США, где ее нарекут не иначе, как «Леди Смерть». В начале фильма это просто зажатая дочь строгого отца, предпочитающая стрелковый тир кинотеатру. Она всегда серьезна и никогда не улыбается, а на кавалеров не обращает никакого внимания. Ее способности в стрельбе вовремя замечают, и девушка отправляется на фронт. После специальных курсов, где Павличенко уже опережает всех, приходят реальные сражения и настоящие потери. Война в фильме показана без прикрас, какой она и должна быть. Кровь, взрывы, предсмертные агонии и мелькающие фашисты в прицеле – картинка говорит сама за себя, без всякого пафоса.

«Война – это не только смерть, война – это такая жизнь», − говорит Леонид своей напарнице «Леди Смерть». А какая жизнь без любви? В «Битве за Севастополь» из вас никто не пытается насильно выжать слезы, ну или почти не пытается. Потому что события говорят сами за себя. Причем драматичны даже не столько любовные потери героини, сколько невзаимные чувства врача Бориса к ее персоне. Полюбивший Людмилу еще до войны, он на протяжении всей истории наблюдает за тем, как она уходит к другим мужчинам. К тем, кто «нюхает порох» каждый день на поле боя, а не в больничных палатах. А она просто не замечает его искренней любви. Конечно, ведь неуклюжий и полноватый пацифист в смешных круглых очках смотрится Пьером Безуховым на фоне Андрея Болконского. И обойдемся без спойлеров, но счастливое прозрение наступит слишком поздно.

Что касается боевых действий, то они показаны просто и захватывающе, пусть и пресловутой севастопольской битвы как таковой нет. Не зря после трейлеров многие сравнивали кинокартину с «Перл Харбором». Рваный монтаж, оглушительные взрывы и отличная операторская работа – нескучно и ярко. Стоит отметить, что актеры на съемках практически отказались от дублеров и буквально опробовали на себе пиротехнику. А компьютерная графика лишь дополняет общую картину, изредка присутствуя в масштабных боевых действиях или бытовых сценах в глянцевой Америке 40-х. Что касается остальных мест для съемок, то они подбирались точечно и исторически верно, что легко объяснить даже в нынешней политической ситуации − сцены во многих украинских городах были отсняты еще до известных событий.

Конечно, вполне можно пожурить авторов за биографические неточности, попсовую музыку, шаблонность второстепенных героев или некую неровность флешбеков, но этого совершенно не хочется делать. Так как все недостатки кинокартины напрочь отметаются благодаря главному достоинству фильма – прекрасной игре Юлии Персильд. Все споры о внешних сходствах между ней и реальной Павличенко абсолютно пусты, ведь передать такую гамму эмоций по-настоящему сложно. Особенно показательны два эпизода. В первом американский певец в стиле кантри Вуди Гатри поет для героини песню «Miss Pavlichenko». А во втором «Леди Смерть» получает из рук Элеоноры Рузвельт прекрасный подарок − красивое вечернее платье. То, как изобразила актриса реакцию Людмилы в эти моменты, словами просто нельзя описать. Ведь как женщину Павличенко уже просто не могли и не хотели воспринимать. И это одна из тех страшных вещей, которые остаются после войны, джентльмены.

Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».

 
Дмитрий Поляков, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 28730