Облака не для всех

Режиссер: Алексей Герман мл.
В ролях: Луис Франк, Мераб Нинидзе, Чулпан Хаматова, Виктория Короткова, Виктор Бугаков, Карим Пакачаков, Константин Зелигер, Анастасия Мельникова и другие.

Судьба четвертого полнометражного фильма Алексея Германа-младшего была незавидной: долгие пять лет съемок и робкая надежда на выход в российский прокат только после радужного приема на Берлинском кинофестивале. Наконец фильм добрался до российского зрителя. Какое будущее его ждет? Ответ на этот вопрос едва ли обрадует людей по эту сторону экрана.

В 2017 году в России умирает очень богатый человек, который собирался возвести высочайший небоскреб в форме спирали. Постройка здания становится связующим звеном для всех сюжетных линий. Брат и сестра возвращаются из-за границы на похороны папы-миллионера, не знающий русского языка гастарбайтер бродит по стройке, а талантливый архитектор переживает кризис среднего возраста. Это лишь малая часть представленных героев, их общее число достигает двух десятков. Фильм разделен на семь глав. В них зритель узнает о том, какие сны мучают еврея-юриста, ответственного за постройку здания, или почему искусствовед вместо написания диссертации водит иностранных туристов по развалинам, облачившись в дурацкий костюм. Объединяет всех героев «Облаков» одно – они говорят невпопад и бродят как в тумане среди пасмурного неба и тоскливых пейзажей не то ранней зимы, не то поздней осени.

Время действия фильма выбрано не случайно: здесь и отсылка к революции 1917 года, и повод отказаться от изображения футуристического и техногенного мира. Нелепый робот в форме пылесоса является, скорее всего, просто небрежным юмором режиссера. По его мнению, Россия представляет собой стройку, в которой перемешаны бандитские 90-е, СССР с памятниками Ленину и современный мир с планшетами и бегающими в лесах толкинистами. Брошенные мельком слова экранных россиян о будущей войне могут быть теперь восприняты пророчески или иронически, учитывая причастность Польши и Украины к созданию фильма. И без того тягучую и монотонную атмосферу фильма только усиливает постоянный акцент на лицах героев и длинные пейзажные планы.

Кстати, интересно, что тот самый серебряный медведь Берлинского кинофестиваля за выдающуюся операторскую работу достался не одному человеку. Сергей Михальчук и Евгений Привин никогда не пересекались на съемочной площадке и работали над разными частями кинокартины. И фильм действительно привлекателен своей визуальной составляющей. Что касается актеров, по некоторым данным, режиссер отсмотрел более десяти тысяч кандидатов, чтобы найти подходящие типажи. Поэтому к его постоянным актерам, Марабу Нинидзе и Чулпан Хаматовой, присоединился бельгийский музыкант Луис Франк и даже актриса кукольного театра Виктория Короткова. Герман-младший задействовал также десятки непрофессиональных актеров.

Пожалуй, термин «персонажи» характеризует «Облака» лучше всего. Диалоги, фразы, истории, да и в целом посыл киноленты более характерны для пьесы или современной интеллектуальной прозы, нежели для фильма. Закадровый голос в начале сразу обозначает тему – лишние люди, затем звучат пространные реплики, обращенные в никуда, цитаты из Бродского, упоминания Малевича и Петрова-Водкина. Словом, кино позиционирует себя как полотно мыслей бедных и запутавшихся интеллигентов, о России думающих и, собственно, не знающих, что с ней делать. Безусловно, если бы Алексей Герман-младший выпустил книгу с подобным содержанием, она подверглась бы детальному анализу филологов всех вузов нашей страны. Но кинематограф явно рассчитан на совсем другую аудиторию. На «Облака» не приведешь друзей провести уютный будний вечер. Им будет просто тяжело его смотреть, а некоторые и вовсе могут уйти после получаса, не выдержав ощущения вселенской безысходности с примесью символизма и чернухи.

Пожалуй, фильм в очередной раз демонстрирует, что наши режиссеры совершенно не понимают, чем живет современный русский человек. Звягинцев показывает так называемое быдло, а Герман-младший – интеллигенцию. Причем последний честно пытается прийти к каким-то выводам о жизни и людях, но из «воды» афоризмов и философствований рождается лишь абсурдный выхлоп вроде девушки, стоящей вниз головой на макушке памятника Ленину. В итоге все происходящее просто невозможно воспринимать всерьез, а фраза «не верю» не раз приходит в голову во время просмотра. Радует лишь одно – концовка «Под электрическими облаками» содержит оптимистическую нотку. Нужно жить и двигаться дальше, даже если вы не знаете, куда приведут эти хмурые облака.

Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».

Дмитрий Поляков, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 26038