Вперед в прошлое

Вы когда-нибудь задумывались о том, как повели бы себя, оказавшись вдруг в ледниковом периоде или, скажем, в бою Великой Отечественной? Естественно, вы стали бы отважным героем, спасшим человечество или хотя бы пару-тройку батальонов. Вопрос в другом: смогли бы вы в иных обстоятельствах отстаивать те ценности, которые проповедуете сегодня? К примеру, кто-то готов любым способом заработать денег, чтобы по-настоящему встать на ноги, кто-то – быть свободным от условностей и читать рэп, кто-то – наконец реализовать лозунг «Россия для русских».

Причем все это происходит абсолютно искренне, цель, как водится, оправдывает все средства. Даже если они идут вразрез с идеалами и порядками века минувшего. – Череп, может, завалить тебя за дреды?
– Я тебе ложку в глаз воткну.
– Тогда, может, пойдем по банкам стрелять?
Молодое поколение выбирает, не принимая во внимание опыт прадедов. Как вы считаете, есть ли у взрослых возможность достучаться до детских сердец и вразумить их, в который раз объясняя прописные истины? Канал «Россия» при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии рискнул и сделал ставку на переломную эпоху – Вторую мировую войну.

Премьера фильма состоялась в преддверии Дня защитника Отечества, и это не могло не отразиться на «Ночи премьер» в «Мегаполисе». Презентация картины была построена на эффекте столкновения двух времен. Интерьер в стилистике середины XX века и специальные угощения создали атмосферу послевоенной действительности. Театральная труппа «Третий акт» представила свое видение той правды о сегодняшнем человеке, которая выявляется через характеры и поступки героев, попавших в фантастические обстоятельства.

Главные персонажи картины – герои нашего времени, «чёрные следопыты» Борман, Череп, Чуха и Спирт. Они ведут раскопки в тех местах, где когда-то шли бои, чтобы потом продать найденные медали, ордена, документы и немецкое оружие. Но однажды вечером на месте раскопок начинает происходить нечто странное. Старая женщина, мать одного из погибших солдат, просит ребят найти ее сына и в ответ на их ухмылки рассказывает об озере, куда они спустя четверть часа идут окунуться. На этом солнечный день двадцать первого столетия заканчивается, и парни попадают в холодный дождь 1942 года. Оказавшись там, им поневоле приходится открывать для себя давным-давно известные вещи: любовь, настоящую мужскую дружбу, благородство, смелость...

Нотки дидактизма, проступающие в развитии сюжета, перекрываются легким юмором. Он возникает там, где сталкиваются пласты культуры разных эпох, языковые приметы или элементарная манера поведения. Так, одним из ярких моментов картины становится концерт на привале, в котором романс 40-х годов был вдохновенно дополнен рэпом и современными ритмами виртуозной игры на гитаре. Следует заметить, зрительный зал очень дружелюбно реагирует на такие «выпады» режиссера и с позитивным настроем «заглатывает» следующую наживку, дающую ключ к пониманию непреходящих ценностей. Социальный заказ картины очевиден, но отторжения не вызывает. На мой взгляд, это происходит потому, что авторы достаточно бережно отнеслись к – Вы можете нам не верить, но мы – ваши потомки.
– Да, и Вторая мировая уже давно закончилась, товарищ политрук!
– Ну и как?
– Мы победили.
зрителю.

Начиная с того, что заявили жанр как историко-приключенческий фильм с элементами фантастики: никакой претензии на истину или особую злободневность. Нет намеренного сгущения красок, как современность, так и прошедшая война показаны такими, какие есть – в общих чертах. Скинхед мирно сосуществует с длинноволосым рэпером, а политрук с интересом обсуждает с командиром любовные приключения медсестры. Контрасты характеров, ситуаций, постоянный перенос точки зрения на события держат зрителя в напряжении, экшн-сцены сменяются лирикой, комические эпизоды – драматическими моментами.

Война показана скорее как красивая легенда, сегодняшние дни – как катастрофа духовности человека. Оценки однобоки, но для целевой аудитории фильма это самая подходящая подача материала. Идея, не усложненная психологическими нюансами, думается, должна быть усвоена на все сто процентов теми, кто любит вместо подготовки к экзаменам поиграть в компьютерные игры или похрустеть в кинотеатре попкорном. Именно им, эгоцентричным подросткам, адресовано и название картины – «Мы из будущего». Ни один из рабочих вариантов, будь то «Черные следопыты» или «До первой крови», не совпадет с шаблонами молодежного мышления до такой степени.

Хотя с некоторыми моментами шаблонности авторы явно переборщили. К примеру, воспевая героизм – Думаете, охмурить девушку – это легкое дело? Нет! Это тяжелый и неблагодарный труд.полуживого русского пленного, они несколько преувеличили его стремление к свободе: тайный ход, присыпанный соломой внутри сарая, оказался огромной дырой снаружи, куда запросто мог свалиться фашист, охранявший пленников. Сюда же можно отнести старшину, читающего молитву над умершими однополчанами, и слишком короткую юбку медсестры. Видимо, стараясь сохранить преемственность поколений и традиции фронтового кино, авторы проводят явные ассоциативные нити к киноклассике – фильму «Судьба человека», например.

Только вот вызывает большое сомнение, что молодое поколение оценит такой шаг. Скорее зритель уловит связь кадра, где Борман с истерзанной душой монументально появляется из глади заколдованного озера, с аналогичным кадром «Беовульфа», где выходит из темных вод Анжелина Джоли. В целом же эти ляпы тонут в напряженности событий, не оставляя шанса остаться равнодушным к судьбе главных героев. Характер каждого из них меняется к лучшему, они не статичны, и это весомое преимущество картины. – Я не пойду к дзоту. А если меня зацепит?
– А если, а если... А если я беременна?.. Ползи давай, а то как дам в будку!
Она заставляет думать и анализировать увиденное, а не просто получать удовольствие от захватывающих приключений продвинутых питерцев. Уже только поэтому стоит сходить на фильм с сыном или посоветовать учителям вместо праздничной дискотеки отправить старшеклассников в кино.

«Ум, не имеющий никакой определенной цели, теряется», – считал в свое время Мишель де Монтень. От себя можно добавить, что ум наших подростков найдет себе цель в любом случае, и только от нас зависит, насколько она будет отвечать общечеловеческим ценностям. Безусловно, усилия по воспитанию молодежи будут значительно эффективнее, если отечественный кинематограф будет почаще выпускать в прокат фильмы, подобные сегодняшней премьере.

Яна ЕФИМЕНКО, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 24471