Дети цвета фиалки

Режиссер: Роман Прыгунов
В ролях: Иван Янковский, Михаил Ефремов, Мария Шукшина, Артем Ткаченко, Елена Дробышева, Анастасия Ричи, Роман Шмаков

В российский прокат вышел новый фильм. В ролях – подростки с громкими фамилиями: Янковский, Ефремов и Пресняков. Эта информация для многих выделила картину в ряду отечественных премьер. Посмотреть, насколько дети известных родителей готовы стать продолжателями актерских династий, я отправилась на сеанс «Ночи премьер» в «Мегаполис». Презентация фильма в Атриум-кинохолле с выступлением людей-индиго сформировала настроение для показа, действие на экране началось.

Ночная Москва. Крыша одной из высоток, на которой проводят время несколько подростков. Таня понимает язык животных, Тихон помнит свои прошлые жизни, Андрей чувствует других людей, а Жека как никто другой умеет работать с компьютером. Они стараются не посвящать в свои таланты взрослых, но все равно неординарные способности не дают покоя окружающим: таинственный маньяк начинает охоту за друзьями, и от них самих зависит исход противостояния.

– Поймите, IQ вашего сына 190...
– Что такое IQ?
– Уровень интеллекта.
– 190 – это много или мало?
– Ну... У Эйнштейна был 201.

К чести создателей стоит заметить, что даже на середине повествования непонятно на все сто процентов, кто убийца, да и финал к числу предсказуемых не относится. Чего нельзя сказать о «Героях» и «Людях Х», которые считаются оригиналом российской киноленты. «Индиго» – не экранизация комиксов. Фильм наполнен собственной, только ему присущей интонацией: доверительной, без лишней стилизации под молодежный сленг, который воспринимается здесь как гармоничное условие существования подростка в сегодняшнем мире.

Но самое главное даже не это: в нашей картине есть мысль. Ее в конце озвучит герой Ивана Янковского, отвечая на реплику взрослого:

– Я так и не понял, чего вы хотите от жизни...
– Жить. Просто жить, не бояться и не прятаться. Что здесь непонятного?

Сказать такое вполне мог бы каждый, не относящий себя к категории «индиго». С детства нас прививают к нормам и правилам, и мы, благополучно или не очень пережив переходный возраст, начинаем, в свою очередь, учить собственных сыновей и дочерей прятаться и бояться: не шалить в детском саду, хорошо учиться в школе, не водиться с сомнительными компаниями... И тут возникает проблема. Впервые ее озвучила в 1982 году экстрасенс Нэнси Энн Тэпп, когда заявила о рождении детей с феноменальными возможностями. Речь идет о детях индиго – тех, кто живет рядом с нами и не участвует в потоке нашего сознания. Тех, кто относится к жизни беспристрастно и мудро. О детях-индивидуалистах, которые точно знают, каким должен и может быть наш мир. Они перекраивают его в соответствии с собственными представлениями, не особо интересуясь мнением взрослых по этому поводу.

Несомненно, классик был прав, когда заметил, что нельзя жить в обществе и быть независимым от него. Индиго конфликтуют с родителями – в фильме в этом смысле очень показательны отношения Андрея Каляева с отцом, которого бесподобно играет Михаил Ефремов. Он пытается найти с сыном общий язык, но дверь в чужой мир закрыта, и ключ к нему подобрать невозможно, пока ребенок сам не решит, что время пришло.

– Мой сын школу взорвал!
– Вот! Сами видите – ему же там не место!
– А где место? Здесь, среди ваших дроздофил?

Скажете, виноваты феноменальные способности? Отнюдь. Авторы рассуждают об обычных, вечных во все времена вещах. Причем, рассуждают на понятном детям языке, через увлекательный сюжет. Темы отцов и детей, настоящей дружбы, поиска истины стары как мир. Но поданы они своеобразно: в обрамлении молодежных понятий; множества музыкальных стилей – брейкс, ай-ди-эм, эмбиент и даже симфонических инструментов; разных жанров – экшн, фантастика, триллер и элементы социального психологизма сплелись здесь воедино, умудрившись при этом не превратиться в поп-арт. В ленте можно не искать подтекста, все разъяснено.

Есть идея, которая лежит на поверхности, и от зрителя не требуется особых умственных усилий для ее постижения. Это рыночный товар, а не кино для избранных. Кто целевая аудитория фильма? Наши с вами дети, сутками пропадающие возле телевизоров и компьютеров, как правило, игнорирующие серьезные книги, над которыми приходится размышлять даже после их прочтения. Наши люди будущего, которые со всей силой юношеского максимализма противостоят скучному миру взрослых. Они заново создают свою систему ценностей, и направить их в нужное русло – такова, на мой взгляд, цель авторов нового фильма.

Ну, а тем, кому уже не требуется понимать, что такое хорошо и что такое плохо – остается в зрительном зале расслабиться и постараться получить от просмотра положительные эмоции. В частности, обратить внимание на игру актеров. Ваня Янковский, исполнитель главной роли, играет как-то не в русле актерского мастерства своих сверстников: ни ужимок, ни гримас. По-взрослому осмысленно, я бы сказала. Не играет, а скорее, пропускает через себя характер Андрея, и становится им до самых кончиков ногтей.

Забавно и непривычно выглядит супермен отечественного кинематографа Гоша Куценко в образе полуистеричного профессора. Роговая оправа очков с большими диоптриями, беззащитная лысина среди давненько не стриженых редких волос, мятый костюм и коричневые сандалии образца 80-х годов – таков облик спасателя из службы экстренной помощи. Кардинально сменила амплуа и Мария Шукшина. Надо заметить, ей это удалось более чем блестяще. Динамичное развитие событий не даст вам уснуть в кресле, и ровно через час и тридцать пять минут вы окажетесь свидетелем очередной эволюции витиеватой истории человечества.

Яна ЕФИМЕНКО, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 22238