Эксклюзивный коктейль из музыки, зла и сказки
Эксклюзивный коктейль из музыки, зла и сказки

Режиссер: Тим Бёртон
В ролях: Джонни Депп, Хелена Бонем-Картер, Алан Рикман и др.

«Все-таки Время, куда ни глянь, сплетает все вещи и события в одно непрерывное полотно, тебе не кажется? А мы привыкли кромсать эту ткань, подгоняя отдельные куски под свои персональные размеры», – размышлял один из персонажей писателя Харуки Мураками. В искусстве последнее наблюдение подтверждается изо дня в день: отражение мыслей авторов филигранно распилено на виды, жанры и отдельные темы. Но иногда из стройного ряда привычных клише выбивается одно-два произведения, в которых смешение правил дает совершенно неожиданный эффект.

– Что вы делаете?!!
– Отчаянные времена, миссис, требуют отчаянных мер. Всем нужно бриться, да и у нас с начинкой не будет проблем...

Именно такое превращение произошло с последним творением Тима Бёртона «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», премьера которого состоялась в развлекательном центре «Мегаполис». На презентации фильма девушки в пышных нарядах с более чем странными прическами предлагали публике рубиновые напитки в высоких бокалах и пирожки с непонятной начинкой. Смысл перфоманса стал понятен позже, когда сама кинолента предстала как эксклюзивный коктейль, соединивший в себе триллер, мюзикл и сказку, – и подарила новый вкус зрителю.

Картина, где кровь хлещет фонтанами, забрызгивая камеру оператора, – не вызывает страха. Мюзикл, где поет даже Джонни Депп, не рождает в душе сладостного наслаждения мелодиями. Безупречно очерченные маски и амплуа персонажей не позволяют с головой погрузиться в сюжет. Более того, привычный хруст поп-корна исчезает из зала. Почему?

Потому что Время дает старт совершенно иному восприятию происходящего: здесь всё как в реальной жизни. Нужно успеть принять всё, что преподносит режиссер, и удержаться при этом на месте: зритель должен остаться в центре карусели, не выпуская ничего из своего поля зрения. В фильме вы найдете и ужасы, и сказку, облаченную в музыкальную форму, и черный юмор... И сложите, хотите того или нет, целостную картину из разных жанровых плоскостей.

Каждой составляющей фильма можно уверенно поставить «отлично». Режиссер блестяще восстанавливает гнетущую атмосферу средневековья с одной стороны, и проецирует на внешнюю среду чувства героя с другой. Гипертрофированное восприятие им жизни передает продуманная цветопередача: до своей трагедии Суини Тодд воспринимает происходящее в пасторальных бело-розовых тонах. На десятой минуте повествования зритель погружается в черно-серую действительность средневекового Лондона. Причем оттенков серого цвета – неимоверное множество: это и бледно-серые лица главных героев, и приглушенно-красные потоки крови, словно припорошенные тончайшим слоем пепла, и темно-серый, почти черный дым из труб мрачных зданий на фоне ночного неба.

События фильма разворачиваются вокруг одного персонажа, который посвятил все свои помыслы чувству мести. Остальные герои кружатся возле Суини, как планеты вокруг Солнца, на которого нашло затмение, и каждый несет на себе его сумрачную печать. Они все, за исключением, пожалуй, миссис Ловетс, схематичны, как маски древнегреческого театра. Судья Толпин (Алан Рикман) – воплощение зла, его помощник в исполнении Тимоти Спалла – олицетворение подлости; дочь Тодда – эталон красоты и невинности, а ее возлюбленный – идеал первой чистой любви. Ярлыки навешаны, и каждый актер работает, не помышляя выйти за их границы. И в этом есть смысл – ведь они, как искусная огранка, придают дополнительный блеск настоящему бриллианту.

Суини Тодд в исполнении Джонни Деппа воплощает образ мрачного демона из известного мюзикла. История о маньяке-парикмахере, который мстит всему миру за обиду, нанесенную ему 15 лет назад, получает свое второе рождение. Теперь не нужно ехать на Бродвей, чтобы прикоснуться к популярному спектаклю. Достаточно уметь читать – фильм идет на языке-оригинале с субтитрами на русском.

– Суини, вы убили человека, который не сделал вам ничего плохого!!!
– Он узнал меня и пытался шантажировать.
– А-а, ну, тогда ладно. А то я думала, что вы рехнулись...

Итак, Тодд живет в своем мире темных грез и, не получая от того удовольствия, несет зло в окружающий мир. Вселенская печаль и отрешенность владеют его взглядом, и ничто не в силах извлечь его оттуда. Он когда-то потерял жену и дочь, теперь считает Лондон бездонным колодцем грязи и лжи и безжалостно убивает своих клиентов, но отправляет их не в преисподнюю, а на кухню для приготовления пирогов. Вдохновительницей таких подвигов выступает миссис Ловетс (Хелена Бонем-Картер), безнадежно и давно влюбленная в героя Деппа.

История незамысловатая и давно известная, но приемы, использованные Тимом Бёртоном, ставят ее на голову выше фильмов с подобным сюжетом. Добавьте к этому безупречную работу художников, гримеров и костюмеров – и получите разгадку особого стиля «Парикмахера с Флит-стрит» – странное кино, в котором слишком мало штампов, чтобы нравиться всем, и слишком много авторских экспериментов, чтобы забыть его сразу после просмотра.

Яна ЕФИМЕНКО, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 21464