У каждого археолога есть свой скелет в шкафу

Режиссер: Роб Коэн
В ролях: Джет Ли, Брендан Фрейзер, Мария Белло, Люк Форд, Мишель Йео, Джон Ханна, Рассел Вонг, Изабелла Люн

Что такое счастливая семейная жизнь? Это идиллия, в которой обязательно должны присутствовать два добропорядочных взрослых человека и по крайней мере один послушный ребенок. Каждый из них умеет получать от жизни удовольствие: муж ловит удочкой форель в быстрой реке, жена пишет романы, которые пользуются популярностью, сын старательно учится в колледже. Кроме того, семья, счастливая на все сто процентов – это еще и глобальная обеспеченность. К примеру, огромный дворец с картинами в золоченых рамах на стенах, предупредительные слуги и ровные стриженые газоны собственного парка за изразцовыми окнами.

Именно так внешне живут герои долгожданной премьеры, состоявшейся в развлекательном комплексе «Мегаполис», – «Мумия: Гробница Императора Драконов». Хотя при ближайшем рассмотрении окажется: будни небезызвестной четы О’Конеллов проходят не столь радужно.

«Я рада, что ты нашел хобби, которое не связано с оружием», – натянув дежурную улыбку, скажет Эвелин (Мария Белло) мужу и отправит в рот кусочек форели, собственноручно пойманной Риком (Брендан Фрейзер). И чуть не сломает зуб об патрон, застрявший в рыбе. А дворецкий за минуту до этого невозмутимо встретит удачливого рыбака: «У вас в шее крючок, сэр. Прикажете принести плоскогубцы?»

Он кисло улыбнется и с тоской посмотрит на старую одежду, в которой загубил жизнь одной мумии дважды. Да, О’Конеллы добились права называться приличной семьей и даже пообещали друг другу никогда больше не опускаться до опасных авантюр. К тому же они сделали все, чтобы сын стал примером воспитанного и образованного мальчика. Но Алекс, как окажется чуть позже, получает новые знания о жизни далеко не за партой колледжа. Его, как и родителей, тянет на приключения. Только в отличие от них парень и не думает сопротивляться зову души. Благо, что действительность не устает подкидывать ему развлечения.

Однажды мальчик совершает археологическую находку, значение которой трудно переоценить: Алекс откапывает в Китае знаменитую армию терракотовых воинов во главе с их предводителем, безжалостным императором. Тот в свое время, два тысячелетия назад, завоевал весь мир и планировал победить последнего врага – Смерть – с помощью колдуньи-красавицы. Не к месту убив ее возлюбленного и совершенно некстати разозлив барышню, тиран оказывается превращенным в каменную статую. А заодно замуровываются в терракот и его бесчисленные солдаты.

Ты не должен умирать, ты ведь Рик О’Конелл! Тебя могут бить, могут швырять, но ты обязан жить.

Столетие за столетием они прозябают в гробнице, пока неугомонная семья О’Конеллов, в кои-то веки собравшаяся вместе, не оживит эту угрозу всей планете. Итак, получив возможность двигаться, каменный истукан-император незамедлительно решает поработить все живое. Благодаря боевому прошлому он легко управляет стихиями Земли: ветром, огнем, водой… Единственное препятствие: на пути к владычеству миром встают несколько смертных людишек.

Удастся ли им совладать с чудовищем, смогут ли они живыми добраться до финала кинокартины, найдут ли они настоящее счастье в жизни собственной – ответы на эти вопросы получит зритель нынешней премьеры.

К слову сказать, «Мумия-2008» – продолжение своих двух предшественниц 1999 и 2001 года выпуска. Незамысловатая сказка, нашедшая отклик в душах зрителей всего мира, получила логическое продолжение. Место действия с первой картины перенеслось из Древнего Египта в Китай. Главные герои, соблюдая законы времени, воспроизвели на свет беспечного отпрыска, который, в свою очередь, нашел на свою голову приключения, идентичные родительским увлечениям.

Характеры героев начертаны создателями и, соответственно, сыграны актерами достаточно схематично. Что можно о них сказать?

Рик О’Конелл – симпатичный малый, который любит пострелять. В мумию, живых китайцев или форель – не суть важно. В принципе спокоен. Женат. Эвелин О’Конелл – его супруга. Красивая женщина, мечтающая о приключениях. Алекс, сын – снова симпатичный малый. Конопатый. Влюбленный. Еще есть Тиран, Колдунья, Йети, Сумасшедший Летчик… Как шашки на шахматной доске, они двигаются по правилам, стремясь выйти в дамки. Все элементарно просто, лишних извилин в голове не предполагается.

Критики сравнивают «Мумию-3» с последним «Индианой Джонсом». Действительно, формально совпадают многие элементы: есть постаревший искатель приключений, есть друг, на десятой минуте показа превратившийся во врага; есть сын-непоседа и экзотика артефактов и вражеских сил. Главное, есть объединяющее начало: отсутствует оригинальный сценарий.

– Ты ведь всего одну мумию завалил!
– Да, одну. Но дважды!

Хотя об исключительности последнего критерия судить сложно: если обратить внимание на последние премьеры Голливуда – это сплошь продолжения сериалов, комиксов и популярных старых фильмов, будь то «Хэллбой», «Секс в большом городе» или «Секретные материалы».

Все же, думается, у картин отличие есть: оно в той темной лошадке, на которую ставит каждый режиссер. Стивен Спилберг центральным сделал героя Хариссона Форда: кто бы его ни окружал, что бы ни случилось с ним – характер персонажа, многослойность актерского дара Форда замыкают на себе все смысловые нити фильма.

В «Мумии» ставка сделана на картинку. Динамичная, яркая, шумная, она отодвигает на второй план не только диалоги, но и мимику и жесты актеров. Уходит в никуда и какой бы то ни было смысл. Мелькание драконов, каменных воинов, огромных рогатых обезьян, пик, стрел, пуль, огня и снега не дает возможности несчастной голове зрителя вспомнить, за каким лядом мчался по ночному городу император на колеснице.

По моим ощущениям «Мумия: Гробница Императора Драконов» похожа на диснеевского дятла Вуди Вудбеккера, хлынувшего неисчислимым количеством выпусков на голодный постсоветский телеэкран. Мы, дети, не раздумывая, переключали на него канал, где в это время шел мультик «Черная Курица». Там мальчик Алеша, предав лучшего друга, уничтожил этим поступком целый сказочный мир, помните? Тогда было интереснее переключить кнопку на заграничного дятла, сесть перед телевизором и отключить мозг. Вуди долбил кого-то по голове, что-то взрывал, кого-то обманывал… и начиналась новая серия.

Я тебя раскопал – я тебя и закопаю.

Мы выросли. В 1999 посмотрели малобюджетный, но интересный ужастик «Мумия»; в 2001, увидев знакомое название, задержались у афиши кинотеатра. Спустя семь лет, уступив назойливой рекламе, пришли в зрительный зал повстречаться со старым добрым знакомым, парнем по имени Рик.

Изменилось что-то в нас, в нашем мировосприятии спустя эти два часа? «Не нужно задавать вопросы, на которые ты не хочешь знать ответов», – справедливо заметит в одном из мгновений саги о Мумии сын Рика Алекс. Пожалуй, это истина.

Яна ЕФИМЕНКО, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 24443