Кино без попкорна

Режиссер Станислав Говорухин
Актеры: Виктор Сухоруков, Сергей Баталов, Марат Башаров, Юрий Горбач, Никита Ефремов, Петр Зайченко, Роман Мадянов, Ирина Пегова, Станислав Говорухин

Утренний бриз надувает белоснежные паруса четырехмачтового корабля, безоблачное небо отражает первые лучи восходящего солнца. Бирюзовая гладь раскинулась безбрежным покрывалом покоя и благодати до самого горизонта, но команда российской шхуны не замечает красоты природы вокруг. На военном судне – беда. Именно так испокон веков воспринимали женщину на море. Гостья моряков – русская барынька, побывавшая замужем за американцем. Консул попросил капитана взять ее на борт и доставить в Гонконг. Капитан согласился – в размеренной жизни команды воцарилась сумятица. Все, начиная со старпома и заканчивая юными гардемаринами, стараются привлечь внимание красавицы-пассажирки. «Пассажирка» – фильм Станислава Говорухина, показом которого открылся челябинский кинофестиваль имени Сергея Герасимова.

Господа! А знаете ли, пассажирка-то наша того-с... Хорошенькая-с!..

Впервые этот зрительский фестиваль состоялся в нашем городе в 2006 году, и уже тогда один из организаторов мероприятия, министерство культуры Челябинской области, провозгласил главным принципом отбора фильмов их гуманизм и художественную ценность. Название кинофестиваля – «Любить человека» – отправляет зрителя к творчеству нашего земляка, имя которого носит Всероссийский государственный институт кинематографии в Москве. Один из его учеников, Сергей Никоненко, стал президентом нынешнего события. «Взяв старт в 100-летие выдающегося деятеля искусств, крупнейшего кинорежиссера и теоретика кино ХХ века, народного артиста СССР Сергея Герасимова, кинофестиваль «Любить человека» стал ярким культурным событием. Он имеет свое лицо, свою художественную и человеческую позицию, – заметил он в приветственном письме. – Фестиваль дает еще одну возможность донести новое российское кино до зрителя, делая его добрее».

Открытие третьего зрительского кинофестиваля состоялось в развлекательном комплексе «Мегаполис». Красная дорожка, именитые гости, театральные перфомансы и полный зрительный зал – все элементы подобных мероприятий оказались соблюдены. Немало теплых слов было произнесено в адрес великого мастера. «Сергей Герасимов для меня – бог, – поделилась с присутствующими народная артистка России Людмила Хитяева. – Несмотря на то, что за плечами уже шестьдесят картин, я до сих пор все меряю «Тихим Доном». Ведь Сергей Аполлинарьевич учил нас не размениваться на дешевые картины...»

В какой степени соблюдаются заветы великого режиссера сегодня, предстоит оценить горожанам. Челябинский фестиваль – один из немногих зрительских. Это значит, что здесь нет профессионального жюри, рейтинг картин определяет сам зритель. В конкурсной программе нынешнего кинофестиваля – семь игровых полнометражных фильмов: «Акмэ» Татьяны Янкевич, «Вероника не придет» режиссера Элины Суни, «Океан» Михаила Косырева-Нестерова, «Сезон Туманов» Анны Чернаковой, «Четыре возраста любви» Сергея Мокрицкого, «Этим вечером ангелы плакали» Андрея Волгина и Максима Кондратенко. Все фильмы будут демонстрироваться в РК «Мегаполис». А на открытии фестиваля состоялся показ фильма Станислава Говорухина «Пассажирка». Не знаю, насколько случайно, но в Атриум-холле продажа поп-корна и колы была приостановлена, поэтому на показе не пахло жженым сахаром и не хрустели чипсы: можно было полностью погрузиться в события конца XIX века.

Замысел произведения, шедшего в этот вечер на широком экране, относится к 1968 году, лишь спустя сорок лет картина была экранизирована. Источник сюжета – рассказ писателя-мариниста Константина Станюковича. О чем фильм? Это легкое повествование о романтичной любви и легкомысленной молодости, о красоте человеческих отношений и бескрайнем море.

Ругаться нельзя? Можно хоть тишком, чтоб барышня не вмерла? Пугливая, видать.

В премьере задействовано целое созвездие талантливых актеров. Так, в роли капитана парусной шхуны – Виктор Сухоруков. Зрителю он более привычен в другом амплуа: как-то проще, не настолько законопослушный и воспитанный герой. Но не здесь. Несоответствие внешности входит в контраст с внутренним содержанием персонажа, делая характер еще ярче и выразительней. В нем нет неземного героизма или харизмы диктатора корабельной команды. Не умеющий сдержать душевных порывов, честный и совестливый, он вызывает искренне расположение зрителя. Кажется, к нему невозможно относиться серьезно – и это подтверждается отношением матросов. «Палуба должна блестеть, как лысина капитана!» – несется в спину тем, кто драит швабрами палубу. Особым уважением, таким, чтобы с подобострастным трепетом, у коллег он не пользуется, но они по-доброму смотрят на капитана, как на отца. Он может вывести корабль из шторма, может не пустить молодого Владимира Алексеевича встречать красавицу Веру, которой отдал свою каюту в надежде на взаимность чувств. И за дверями – в ответ от господина Цветкова – услышать гневное: «Меня – разнес! А сам и надушился, и усы нафиксатурил...»

Так уж случилось, что выход «Пассажирки» совпал с нашумевшей коммерческой лентой «Адмиралъ». Причем совпало не только время показа, но и время и место действия сюжета. Огромная разница – в подходе авторов к отображаемым событиям и персонажам. В «Пассажирке» – идиллия взаимоотношений отцов и детей, командира и матросов, мужчин и женщин, каждый из которых – индивидуальность. В другом фильме – клубок неразрешимых противоречий и схематичных действующих лиц.

Если в «Адмирале» из актеров внятно различимы лишь Константин Хабенский и Сергей Безруков, то здесь кроме Виктора Сухорукова можно наблюдать блестящую игру Марата Башарова, Петра Зайченко, Романа Мадянова, Ирины Пеговой и многих других. За любым персонажем видна цельная личность со своими сильными и слабыми сторонами, неповторимым характером и правдой жизни. Единственное, что их всех объединяет – оптимизм, вера в будущее и вера в человека. По большому счету, даже неважно, в какого конкретно – капитана, матроса, бесподобную Веру Сергеевну, ее горничную Аннушку или в самого себя. Важно то, что в сердце каждого героя – любовь к жизни. Она не взрывается фейерверком страстей и не умирает задушенным в подворотне существом – любовь вечна.

Не торопясь и не спотыкаясь на острых моментах, режиссер шаг за шагом приближает читателя к центру романтического приключения. Здесь, несомненно, будет непреодолимое влечение, будет соперничество, ревность и даже дуэль. Но не только. Главное, здесь будет авторский стиль, которого так не хватает лентам-лидерам нынешнего проката. Обстоятельность, внимание к деталям и особое чувство покоя, возникающее с первых кадров фильма, укрепляет веру в то, что случится предначертанное изначально. Можно не нервничать и перебирать в уме тысячу вариантов исхода событий, ведь режиссер здесь сродни богу: он ведает, что творит. Видимо, поэтому публика в зале и не напрягается, а просто отдыхает и получает удовольствие от картины. Говоря молодежным сленгом, никто здесь не парится. Хотя такое выражение вряд ли подойдет тем, кто оказался сегодня в Мегазале. Боюсь, даже если бар работал бы и кола с чипсами были предложены к употреблению – скорее всего, зритель фильмов Станислава Говорухина не польстился бы на них. У авторского кино – избранный зритель?

Яна ЕФИМЕНКО, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 23314