Спасти и сохранить

Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Мэтт Дэймон, Джессика Честейн, Кристен Уиг, Кейт Мара, Шон Бин, Майкл Пенья, Чиветел Эджиофор, Джефф Дэниэлс и другие.

Третью марсианскую экспедицию «Арес» несвоевременно сгоняет с места сильная буря: командир экипажа Льюис (Честейн) принимает решение экстренно возвращаться на Землю из-за угрозы потерять единственный модуль, на котором команда может добраться до корабля «Гермес», кружащего на орбите. Во время утиного марша до модуля член экипажа Марк Уотни (Дэймон) ловит пузом штырь антенны и теряется в песках. Решив, что Марк погиб, команда с чистой совестью и тяжелым сердцем покидает Марс и готовится к почти годовому перелету до родной Земли.

Пока НАСА (Уиг, Бин, Эджиофор, Дэниэлс) выпускает некролог и открывает памятник в честь героически погибшего, погибший отряхивается, зашивает рану и прикидывает, как ему выжить. Тут Марку абсолютно повезло с квалификацией: как лучший ботаник и агроном планеты он выращивает в жилом модуле картошку, подпитывая её собственными отходами и синтезированной из гидразина водой; как бортинженер он может найти способ связаться с Землей, чтобы уже вместе придумать план спасения. В третий раз Марку повезло с тем, что НАСА – публичная организация, в режиме реального времени ведущая отчеты перед налогоплательщиками. А налогоплательщики больше всего на свете любят чудесные истории спасения.

Экранизация бестселлера Энди Вейра «Марсианин» побила производственные рекорды: учуяв явственный спрос на любительский интернет-самиздат, Голливуд подхватил проект под белы руки и передал его сильнейшему студийщику современности Ридли Скотту. Но, оглядываясь на книгу, очевидно, что больше всего работы привалило сценаристу Дрю Годдарду («Хижина в лесу», «Война миров Z»), поскольку Вейр, как и всякий любитель, потерял в технических терминах и многочисленных описаниях быта на Марсе всякую композицию и элементарную целостность произведения, позволив себе разбивать повествование незначительными с точки зрения сюжета деталями. Тем не менее «Марсианин» – довольно легкое и наивное чтиво, а это, к сожалению, единственное, что требуется для статуса «мировой бестселлер».

Годдард в процессе адаптации почему-то впал в другую крайность, вытащив на передний план не робинзонаду, где торжествует наука, а ура-патриотизм и административные метания высшего руководства НАСА. В лучших традициях студийных проектов младшее техническое звено объясняется с серьезными дядями при помощи подручных предметов, серьезные дяди плачут и хлопают в ладоши и совершают прочие духоподъемные ритуалы. Особое место в картине занимают короткие, но озадачивающие разговоры о боге: более неуместного контекста для них просто не существует. Спасение утопающего – дело рук утопающего, и зависит только от его научного опыта, и в самую последнюю очередь – от провидения. Студийные проекты потому и располагают жирными бюджетами – потому что налогоплательщикам приятнее, когда чтиво легкое, кино патриотичное, а Бог всех спасет.

Ридли Скотт препятствовать партийной линии не стал, поскольку сам такой же, и своим участием принес проекту два плюса: своих семейных оператора и композитора. Всю остальную работу вполне мог осилить и сам Годдард, которому изначально предлагали место постановщика, но большое имя в титрах выглядит куда круче. Многочисленные второплановые роли тоже могли раздать хоть ребятам с улицы, поскольку сюжетно они скорее создают необходимые декорации. Но одно большое имя в титрах хорошо, а десять – лучше. В итоге Мэтт Дэймон – единственный умница на борту «Марсианина», к нему нет никаких вопросов и пусть возьмет с полки столько пирожков, сколько сможет унести. Конечно, роль Марка Уотни – не из тех, за которые хвалят академики, но отработана она удачно. Времени для героя могли бы отвести побольше, но создатели предпочли патриотичные речи научным обоснованиям деятельности Марка – в итоге политической болтовни в картине больше, чем приключений Робинзона. А ведь это самое интересное в сюжете.

«Марсианин», несмотря на композиционные недостатки, возьмет свое в прокате и даже соберет неплохие рейтинги, поскольку сюжетно и жанрово фильм остался космическим приключением, которые выходят раз в год, если сильно повезет. Печально, что идеологической революции картина не произведет, хотя могла бы, учитывая пусть и корявый, но любопытный книжный источник. К нему любители копнуть глубже и обратятся, но большинство удовлетворится экранизацией, пустит слезу под хит Глории Гейнор, обозначит картину лучшим, что они видели в этом году, и разойдется по домам, так и не узнав, почему Уотни выжил на самом деле.

Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис».

Надежда Сладникова, специально для afisha.76.ru
Просмотров: 25158