×
ќткрыть
√ородские новости и погода в приложении 76.ru
Ђƒюнкеркї: из огн€ да в полым€

–ежиссер:  ристофер Ќолан
¬ рол€х: ‘инн ”айтхед, “ом √линн- арни, ƒжек Ћауден, √арри —тайлс,  еннет Ѕрана,  иллиан ћерфи, ћарк –айлэнс, “ом ’арди и другие.

Ќебо над французским городком ƒюнкерком к концу весны 1940-го уже давно перестало быть мирным и безм€тежным. Ќемецкие войска с каждым днем подбираютс€ все ближе и ближе, прижима€ армию европейских союзников к прибрежной линии. ѕочти 400 тыс€ч британских и французских солдат оказываютс€ в роли живой мишени. »х бомб€т с воздуха, обстреливают с суши, а единственной надеждой остаетс€ эвакуаци€ через Ћа-ћанш, на организацию которой все никак не могут решитьс€ высшие английские чины Ц риск потер€ть все силы разом никто не отмен€л. ѕоскольку большие суда станов€тс€ легкой добычей немецких пилотов, с “уманного јльбиона призваны на помощь гражданские корабли, способные наконец вернуть своих солдат домой. Ќо поверить в реалистичность такого исхода событий без крут€щегос€ волчка едва ли получитс€ у всех тех, кто оказалс€ в эпицентре военной катастрофы под ƒюнкерком.

— легкой руки режиссера  ристофера Ќолана война предстает перед зрител€ми с трех ракурсов: через выживание юных пехотинцев под гнетом судьбы и грохотом вражеских орудий, посредством личного героизма отца и сына, которые на маленькой €хте отправились в ƒюнкерк, и под аккомпанемент воздушных баталий британских летчиков, оберегающих заветную переправу от немецких бомбардировщиков. Ќо даже при таком обилии маленьких человеческих историй главна€ особенность фильма заключаетс€ в том, что он скорее не о роли личности на поле брани, а о том, что война делает с людьми. “ак что стоит предупредить сразу Ц если вы привыкли сопереживать судьбам героев, терп€щим крах под гнетом обсто€тельств, и ждете пробирающей драматической истории с врезающимис€ в пам€ть диалогами, то всего этого в Ђƒюнкеркеї нет и не планировалось. » именно поэтому данный фильм у постановщика из Ћондона вызывает самые противоречивые отзывы у зрительской аудитории.

—кладываетс€ впечатление, что Ќолан прислушиваетс€ к критикам своих лент больше, чем к фанатам: ЂЌачалої ха€ли за неэмоциональность Ц выходит чересчур сентиментальный Ђ»нтерстелларї, которому уже пен€ют раздутый хронометраж и перегруженные диалоги. » теперь по€вл€етс€ Ђƒюнкеркї с минимумом реплик и разглагольствований, да еще и продолжительностью менее двух часов. “акими темпами британцу и до идеальной кинокартины недалеко! ќсталось только всевозможным меньшинствам угодить, и перва€ режиссерска€ номинаци€ на Ђќскарї со всеобщим обожанием в кармане. ≈сли без шуток, его очередной фильм €вл€етс€, пожалуй, самым масштабным и технически идеально выполненным экспериментом, который имеет смысл смотреть только в самом современном кинотеатре. ƒело даже не в упомрачительной и натуралистичной картинке, операторской работе или взвинченном темпе, а в звуковых эффектах и напр€женных композици€х ’анса ÷иммера, бессменного автора музыки дл€ лент Ќолана.

»звестный немецкий композитор всецело задействован в создании саспенса, и как только вы отвлекаетесь от действи€ на экране, колонки мгновенно начинают тревожно гудеть. ј те самые звуки секундомера из видеороликов к фильму проход€т путеводной нитью через всю военную катастрофу на севере ‘ранции. ќни нагнетают атмосферу, чтобы мгновение спуст€ обрушить на вас и героев свист€щие бомбы или заставить поморщитьс€ от непри€тного звука пулеметной очереди, пробившей обшивку ржавого судна. ќсобенно хороши сцены воздушных сражений, когда под прицелом камеры не только уходит в крутое пике очередной сбитый немецкий самолет, но и открываетс€ вид на светло-голубое небо песчаного пл€жа ƒюнкерка. » как обычно в фильмах Ќолана, присутствует огромное количество декораций, натурные съемки с использованием только практических эффектов и минимум компьютерной графики. —цена затоплени€ огромного корабл€, доверху забитого солдатами, выгл€дит настолько реалистично, что Ђƒюнкеркї мгновенно превращаетс€ в высокобюджетную версию Ђ–азрушителей легендї.

 ак бы то ни было, перед нами все же кинофильм, а не визуальный аттракцион на тему ¬торой мировой войны, поэтому без крепкого сценари€ не обойтись, и по нему к режиссеру вопросов очень много. ќн намеренно обезличил почти всех персонажей настолько, что сурового “ома ’арди в кабине Ђ—питфайраї можно отличить от ƒжека Ћаудена лишь по глазам. Ќу а разобратьс€ в том, кто же из сюжетно выделенных солдат с пл€жа и есть звезда мальчиковой группы One Direction, даже к концу фильма не представл€етс€ возможным. ќбраз контуженного персонажа  иллиана ћерфи, привлекающего внимание с самого начала, оказалс€ скомканным и невразумительным, героем-функцией, если хотите.“о, как  еннет Ѕрана поднимает грустные глаза к небу, толка€ банальные офицерские речи с парома, тоже в сущности не важно. Ђƒюнкеркї хочет заставить нас испытывать эмоции благодар€ нагл€дной демонстрации разрушительной силы военного времени, при этом забыва€ о том, что даже если пути всех его участников в конце концов сольютс€ воедино, этого будет слишком мало дл€ возникновени€ ощущени€ сопричастности к насто€щей человеческой трагедии.

ѕроводником между зрителем и геро€ми кинокартины вполне мог стать ћарк –айлэнс, одним взгл€дом способный показать все сомнени€ старого человека, который отправилс€ в плам€ войны спасать незнакомых людей, риску€ жизнью сына. Ќо у него не так много времени и слов, как могло бы быть. ¬ Ђƒюнкеркеї люди большую часть времени безмолвствуют, оставл€€ все объ€снени€ на откуп стройным шеренгам у паромов и клокочущим выстрелам. ¬полне возможно, что фильм заклейм€т гимном трусости и высокобюджетной версией побега от войны, а то и вовсе сочтут скучной реконструкцией британского исторического позора, ведь все это так не похоже на традиционные советские военные ленты, а уж с американскими аналогами вроде прошлогоднего Ђѕо соображени€м совестиї и сравнить нельз€ Ц у Ќолана крови на экране и в помине нет. ќднако ему все-таки удалось нагл€дно показать одно очень человеческое качество Ц стремление любой ценой и вопреки всем обсто€тельствам просто остатьс€ в живых.

† † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † † Ѕлагодарим за сотрудничество  –  Ђћегаполисї

ƒмитрий ѕол€ков, специально дл€ afisha.76.ru
ѕросмотров: 5037