×
ќткрыть
√ородские новости и погода в приложении 76.ru
—амый длинный день

–ежиссер: јлександр  отт
¬ рол€х: јлексей  опашов, јндрей ћерзликин, ѕавел ƒерев€нко, јлександр  оршунов, ≈вгений ÷ыганов, ёрий јнпилогов,  ирилл Ѕолтаев и другие.

ƒес€тилетний —аша јкимов живет и учитс€ в Ѕресте: он играет в военном оркестре, ругаетс€ со старшим братом и любит лейтенантскую дочку јню. ј через п€тнадцать минут после знакомства со зрителем наступает 22 июн€ 1941 года, и юному —аше отводитс€ горька€ роль рассказчика о первой маленькой победе советской армии в ¬еликой ќтечественной. –ади этой победы, не буквальной, но значительной, был загублен целый дивизион, хаосом и страхом во врем€ жатвы фашистской авиации разделенный на мелкие группы. Ќевольные руководители таких групп Ц лейтенант  ижеватов, комиссар ≈фим ‘омин, майор ѕетр √аврилов, капитан »ван «убачев, Ц не зна€ обстановки, были вынуждены ежечасно посылать своих бойцов на гарантированную пулю в лоб ради призрачной надежды на прорыв. ¬ течение мес€ца в казематах Ѕреста погибли почти все участники обороны, добровольно сдав свои семьи в плен, но не утратив веру в то, что умирают не просто так.

јлександр  отт сн€л по-насто€щему сильное и страшное кино, наконец €вив нам великую войну, обещанную самопровозглашенным пророком от кинематографа все€ –уси еще в прошлом году. ЂЅрестска€ крепостьї идет по шагам многочисленных документальных сводок, скрупулезно вырисовыва€ каждую историческую деталь и име€ под собой единственное художественное украшение Ц особую позицию рассказчика. ƒругих режиссерских изысканий в картине не имеетс€, что превращает ее в натуральный фильм ужасов, в котором не было необходимости придумывать серийных убийц и чудовищ, а единственным источником вдохновени€ €вл€лс€ государственный архив.

»з архивных документов, со слов ветеранов-очевидцев, из других полезных источников безликий окровавленный подвиг жителей Ѕреста обретает вполне человеческие формы Ц засыпанные копотью от двухтонной бомбы тела, устала€ щетина на щеках ѕетра √аврилова, дуло пистолета под шеей лейтенанта ѕочерникова, обугленное тело отца, который ложитс€ на гранату ради спасени€ сына. ¬сЄ, на что не способен √олливуд в своих лучших драматических традици€х, расцветает €рко-алым цветом в ЂЅрестской крепостиї, котора€ предпочла стать братской могилой, а не фашистской территорией.

Ц я много раз представл€л себе войну. Ќо € не представл€л себе войну.

„еловеческое лицо трагедии справедливо задвигает на последний план государственные меры сорок первого и отношение советской власти к своим геро€м. ¬ центре внимани€ Ц добровольное трезвое решение всех защитников идти до конца, прин€тое под безответный стук св€зиста: Ђя крэпост, € крэпостЕї. ќни Ц крепость, и они наверн€ка понимали, что смогут ею остатьс€ только в одном случае.

ќ мертвых Ц либо хорошо, либо ничего. —уждение такого же толка можно выразить в отношении картины јлександра  отта Ц вр€д ли кому-то придет в голову издевательски ликовать, когда в кадр случайно попадает новый город, трупы шевел€тс€, а декорации под бутафорскими взрывами складываютс€ как картон. ѕод давлением увиденного зрителю ничего не остаетс€, кроме как захлебнутьс€ чужим, далеким во времени горем, которое в какой-то момент бесцеремонно становитс€ горем личным, испепел€ющим наше невежество, цинизм, осуждающим повальную мизантропию, за много лет жизни под мирным небом ставшую нормой поведени€.

ЂЅрестска€ крепостьї Ц неаккуратный Ђлобовойї фильм, однако превосходный урок истории дл€ всех, кому ненароком показалось, что у –оссии будущего нет. ќбратное легко доказываетс€ успешным выходом военного кино из кризиса, усугубленного михалковщиной, и тем, что мы живы.

Ѕлагодарим за сотрудничество Ђ—»Ќ≈ћј ѕј– ї.

Ќадежда —ЋјƒЌ» ќ¬ј, специально дл€ afisha.76.ru
ѕросмотров: 65753